Эффективное общение на уроке: учим школьников слушать и слышать
Исследования показывают, что эффективность слушания у многих людей составляет лишь 25%. Не удивительно, что у современных детей необходимый навык развит недостаточно хорошо — они «заточены» под новые способы восприятия, это проявляется дома, в школе. Сложности со слушанием возникают и у педагогов — например, при общении с подростками, со «сложными» учениками. Наш ведущий методист по русскому языку и литературе Олег Бойцов предлагает рассмотреть проблему с точки зрения обучения слушанию и в контексте общения «учитель-ученик». Постараемся ответить на главные вопросы.Почему ученики плохо слушают?
Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Не следует путать со слышанием, физическим процессом. Ребенок может воспринимать звуковые волны, искренне пытаться понять вас, однако не улавливать содержание речи. Важно, насколько ребенок сопоставляет то, что он слышит, с тем, что он знает, может ли структурировать полученную информацию. Часто, говоря о том, что дети не слушают, мы подразумеваем именно эффективное слушание — сложный процесс, в котором участвует вся личность человека. Для эффективной коммуникации нужно определить, насколько ребенок готов к этому виду деятельности.
Учтите, что плохо слушают и дети, и взрослые. Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70–80%, однако исследования показывают совсем другой результат. Процесс устной передачи информации чаще всего выстраивается следующим образом: задумано 100% → высказано 80% от задуманного → услышано 70% от высказанного → понято 60% от услышанного → осталось в памяти примерно 24% от воспринятого.
Что касается слушания непосредственно на уроках русского языка, то тут есть одна существенная особенность. Ученики — носители русского языка иногда воспринимают его изучение как процесс попутного научения. То есть на уроках иностранных языков дети часто слушают усерднее, а работу с родной речью принимают как нечто не столь важное и сложное. Их внимание приходится постоянно акцентировать.
Как с помощью учебника развить умение слушать?
Авторы курсов корпорации «Российский учебник» уделяют вопросу слушания большое внимание. Наиболее широко тема раскрыта в УМК «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией А.Д. Шмелева. В комплекте есть все необходимое для развития навыка слушания. Курс не только дает ученикам теорию на тему эффективной коммуникации, но и ставит много практических задач. УМК включает бесплатные аудиоприложения, которые можно скачать на нашем сайте. В учебнике 7 класса реализовано начало подготовки к устному собеседованию.
Элементы курса А.Д. Шмелева, направленные на развитие слушания:
- Теория речевой деятельности.
- Составление устных и письменных высказываний.
- Правила эффективного слушания.
- Разведение понятий «слушать»/«слышать».
- Работа с аудиоприложениями и ЭФУ.
- Активные формы работы на уроке.
- Составление речевых портретов.
- Баланс вербального и невербального общения.
- Анализ языковой стилистики.
- Моделирование речевых ситуаций.
- Опора на речевой опыт и развитие.
- Структурирование бесед.
- Разнообразие форм (диалог/монолог).
- Развитие эмоционального интеллекта.
Как наладить общение, чтобы слушать и быть услышанным?
Существует несколько стилей поведения при слушании, которые следует учитывать:
- Нейтральное (сбор информации).
- Оборонительное (восприятие критики в свой адрес с возможными неточностями).
- Наступательное (поиск возможности «срезать»).
- «Вежливое» (суть разговора может легко забыться).
- Селективное (с реакцией только на определенные интересующие фрагменты речи).
В коммуникации мы можем применять рефлексивное или нерефлексивное слушание. При рефлексивном мы помогаем собеседнику высказаться, поддерживаем его киванием, даем обратную реакцию. Минус: можно сбить человека с мысли. При нерефлексивном слушании мы молчим и не перебиваем, когда человеку нужно высказаться. Минус: если долго не поддерживать коммуникативный контакт, у собеседника может сложиться впечатление, что его не слушают.
Психологи выделяют несколько принципов внимательного слушания, которыми стоит руководствоваться для эффективной коммуникации:
- Умейте помолчать.
- Концентрируйтесь на том, что слышите.
- Помогайте собеседнику раскрыться (зрительный контакт, жесты, мимика).
- Понимайте и разделяйте эмоции собеседника (будьте эмпатом, демонстрация искреннего переживания вводит в круг доверия).
- Будьте терпеливы, не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого.
- Избавьтесь от личных предубеждений.
- Задавайте вопросы для понимания.
- Уделяйте внимание невербальной коммуникации.
Эти принципы пригодятся и вам, и вашим ученикам. Используйте разработки психологов, чтобы выстраивать приятное общение и обучить этому детей.
#ADVERTISING_INSERT#