Дюймовочка. Русский язык. 5 класс. Сценарий урока
Тип урока: урок развития речи.
Цели: совершенствование умений и навыков учащихся анализировать текст; развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи: обучить умению определять основные признаки художественной речи; правильно выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы текста, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, слайд-презентация, фломастеры, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Беседа
Прочитайте слова из знакомых вам сказок. Угадайте, что это за сказка и кто их автор? Соловей, император, придворные, сад; Старик, старуха, рыбка… Сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи. Например, то, что окружающий нас мир — живой.
Все в мире связано вокруг,
Примеров мы не будем множить.
Нельзя цветок затронуть вдруг,
Чтобы звезду не потревожить.(Из средневекового сборника поэзии).
Вы, наверное, уже читали сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Сегодня мы вернемся к этой сказке.
Знакомство с текстом упражнения 208. Прочитайте отрывок из сказки.
Вопросы и задания
- Почему девочку назвали Дюймовочкой? Как относится к этой необыкновенной девочке датский сказочник? Почему вы так думаете?
- Докажите, что это текст.
- По данным опорным словам определите тип речи. В чашечке, девочка, сидела, была, спала, положила, плавала, каталась.
- Подберите синонимы к слову «целым».
- Докажите, что слово «зеленый» многозначное.
- Найдите в упражнении слова – названия цветов. Подберите к ним подходящие имена прилагательные.
- Выясните этимологию (по этимологическому словарю Н.М. Шанского, Т.А.Бобровой) слов хризантема, астра.
- Произведите фонетический разбор слова её.
- Как вы думаете, почему слова (в чашечке) цветка, цветы, цветов являются формами одного и того же слова.
- Выявите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему в этом отрывке из сказки много слов с данными суффиксами? Произведите морфемный разбор слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Поиграйте в игру «Вопросы цепочкой»: Где сидела девочка? Какая была девочка? Как прозвали девочку? Что служило Дюймовочке постелью?
Творческие работы по предложенным темам (по выбору)
А) Напишите изложение.
Б) Придумайте новое продолжение сказки.
В) Подготовьте выразительное чтение текста.
Г) Подготовьте иллюстрации к сказке.
Д) Составьте в художественном стиле 3 мини-проекта о лесных и луговых цветах.
Е) Мастерская юного сказочника. Сочините сказку по предложенному началу. Вступление: Жил-был Цветок… Основная часть: Захотел однажды Цветок путешествовать и отправился… Заключение: И понял Цветок, что…
Например: Жил-был Цветок. Рос он гордо на своей маленькой полянке. Ни с кем не хотел он дружить, ни к кому не ходил в гости. Считал Цветок, что друзья ему не нужны.
Захотел однажды Цветок путешествовать, посмотреть, как живут другие. И отправился он на соседнюю полянку, но вдруг налетел сильный порыв ветра и понес его в противоположную сторону – в темную лесную чащу. Было там холодно, темно и страшно. Испугался Цветок, начал звать на помощь. Но никто не слышал его.
И понял Цветок, что без друзей на свете жить нельзя.