Двенадцать месяцев
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 12.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав числа 12.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Закреплять знание названий месяцев года и их последовательности, понятие «год», «полгода», «время года».
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Расположение названий месяцев в порядке следования.
Определение названий месяцев в каждом из времён года.
Изучение состава числа 12.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав числа 12.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между рисунком и записью сложения.
Установление соответствия между случаем вычитания и обратным ему случаем сложения.
Ключевые понятия
- Состав числа 12, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся считают, сколько рублей на каждом из рисунков и записывают сумму. После выполнения задания можно предложить детям определить наименьшую и наибольшую сумму денег (11 р. и 13 р.). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учащиеся выполняют задания, связанные с понятиями «месяц», «год», «полгода», «времена года»: располагают названия месяцев по порядку, начиная с указанного, выделяют названия месяцев каждого из четырёх времён года, определяют, сколько месяцев составляют полгода. Работа с заданием № 1 учебника. Изучение состава чисел второго десятка начинается с числа 12. С этим числом связано много случаев сложения с переходом через десяток и его удобно моделировать, связав с количеством месяцев в году. Случай сложения 6 + 6 = 12 подкрепляется ассоциацией: полгода и ещё полгода будет 12 месяцев. Запись числа 12 в виде суммы троек подкрепляется ассоциацией с временами года. Из этого разложения числа 12 на тройки можно получить случай 3 + 9. Дополнительно. 1) Объедините тройки в сумме 3 + 3 + 3 + 3 разными способами. Запишите равенства. Ответ: 3 + 9 = 12, 6 + 6 = 12, 9 + 3 = 12. 2) Представьте, что в сказочном королевстве только три времени года: весна, лето, осень. Разделите год на три одинаковые части. Сколько месяцев будет в каждом времени года? Запишите сумму. Ответ: 4 + 4 + 4 = 12. Объедините четвёрки в сумме разными способами. Ответ: 8 + 4 = 12, 4 + 8 = 12. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Случай 5 + 7 = 12 является самым сложным для запоминания. Полезно не только обсудить его и записать, но и нарисовать геометрическую модель, изображённую в учебнике, записать соответствующие случаи вычитания. Ассоциация для запоминания: 5 месяцев в году длятся каникулы, 7 месяцев — период школьного обучения. Установление соответствия между рисунком и записью сложения. Учащиеся рассматривают рисунки, соединяют их с подходящими суммами и объясняют свой выбор. Учитель обращает внимание детей, что у всех записей получится одинаковый результат — число 12. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Состав числа 12. Учащиеся находят пары однозначных чисел, сумма которых равна 12, и закрашивают карточки нужными цветами. Работа с заданием № 3 учебника. Решение задачи с неполным условием. Работа со схемой. При ответе на вопрос «Сколько всего месяцев?» учащиеся могут ответить, что неизвестно, нет в условии. Нужно добавить условие задачи — всего в году 12 месяцев. |
5 | 5. Первичное закрепление | Состав числа 12. Заполнение пропусков в таблице (сумма числа в верхней и нижней строках должна быть равна 12). Работа с заданием № 4 учебника. Решение задачи. Работа со схемой. Вопрос. Сколько всего звёзд в созвездии? Ответ. Неизвестно. (Ученики могут сразу сказать, что всего 12 звёзд.) Вопрос. Как найти? Ответ. Сложением. (Отмечаем на схеме общее количество: 3 + 9.) Вопрос. Что значит «увидеть невооружённым глазом»? Ответ. Без телескопа. Пояснение. Значит, в созвездии есть звёзды, которые можно увидеть в телескоп, и есть такие, которые видны без телескопа. (Делим овал пополам, отмечаем данные.) Учащиеся записывают решение задачи: 1) 3 + 9 =12; 2) 12 – 8 = 4. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Приём дополнения до десятка при сложении чисел с переходом через десяток с опорой на рисунок. Учащиеся объясняют способ сложения и используют его при нахождении суммы чисел. Заполнение пропусков в равенствах, отражающих состав числа 12. Ученики определяют, какие слагаемые пропущены в равенствах, и заполняют пропуски числами. |
7 | 7. Итог урока | Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 12. Учащиеся выполняют вычисления, соединяют записи вычитания с соответствующими случаями сложения. |