Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока
УМК «Окружающий мир» Е. В. Саплиной и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
- подвести к первичному пониманию роли древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
- способствовать формированию интереса к истории своей страны;
- создать условия для развития познавательных умений обучающихся.
Задачи:
- выяснить значение понятий «город», «слобода», «посад», «ремесленник», «купец»;
- развивать умение тезисно фиксировать основные мысли материала, делать выводы.
- способствовать формированию у обучающихся самостоятельно находить информацию в различных источниках, работать в группах.
Использованные источники:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/. Статья «Древнерусские города»
- http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/drevneruskii-gorod.html
- http://www.paganism.ru/rus-city.htm И.Н. Данилевский «Древнерусский город»
Ход урока
Этап |
ИКТ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный. |
|
Сегодня мы продолжим путешествовать по древнерусским городам. Улыбнитесь друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы. |
|
Проверка дз |
|
Проверим, как хорошо вы запомнили материал предыдущего урока с помощью игры «Гол!». Темы; «Князь Владимир», «Князь Ярослав Мудрый», «Возникновение христианства на Руси» 4 чел. выполняют работу в печатной тетради (кроссворд с. 43) 2 чел. работают по атласу (1 задает вопросы, другой отвечает) |
Играют мальчики против девочек, задавая друг другу вопросы по теме |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний. |
1 слайд |
Покажите, о каком месте реки времени идет речь? (До начала нападения монголо-татар.) Именно в это время Русь называли «Гардарик». Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с. 86 |
Работа с учебником |
2 слайд |
– Судя по летописям, если в 9 – 10 веках в Древней Руси было около 25 городов, то в 11 – 12 века их насчитывалось уже более 200. Как вы думаете, рост числа городов в то время положительно или отрицательно сказывался на развитие Руси как государства? |
||
3 слайд |
Сегодня мы продолжаем работать по теме «Древний город» Подумайте и в листах обратной связи сформулируйте вопросы, которые вы бы хотели найти сегодня ответ. (Как образовались города? Кто проживал в городах?) Получать ответы на свои вопросы вы сегодня будете самостоятельно, тезисно фиксировать главное, делать выводы. |
Листы обратной связи (приложение 1) Обратить внимание на цель! |
|
Этап усвоения новых знаний. |
4 слайд |
Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего города, они ведут нас в историю. Почему они названы «золотыми»? (В старину в город вели ворота, размеры которых зависели от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Много легенд связано с золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу. Через них же въезжали самые почётные гости). |
По периметру класса на стенах 4 листа с информацией. (приложение 2) Дети разбиты на 4 группы. В течение 2 мин они читают информацию, фиксируют главное в тетрадях, затем переходят к другому листу. На всю работу уходит 10 мин. |
5 слайд |
Приглашаю и вас зайти через них в древнерусский город. Возможно, вы найдете ответы на свои вопросы уже сейчас. Ознакомьтесь с алгоритмом работы. На пути следования у вас будет 4 остановки. На каждую остановку вам дается ровно 1 мин. Если знаете что-то еще по этой теме, фиксируйте здесь же на листах. Встретимся через 9 мин. |
||
Этап проверки понимания учащимися нового материала |
|
У каждой группы есть вопросник. Постарайтесь осветить вопросы как можно полнее. |
Учащиеся возвращаются к первоначальному листу, берут его, садятся. У каждой группы есть листы с вопросами, на которые можно найти ответ из текста, дополнительной литературы, учебника, толкового словаря и т.д. Дети обсуждают вопросы. 1 чел. отвечает, остальные добавляют. |
6 слайд |
Вопросы 1 группе:
|
||
7 слайд |
Вопросы 2 группе**
|
||
8 слайд |
Вопросы 3 группе ***
|
||
9 слайд |
Вопросы 4 группе:
|
||
Этап закрепления нового материала |
10 слайд |
– Итак, из всего сказанного нам надо выделить самые главные пункты. Город – постоянный укрепленный населенный пункт, центр округи, оторванный от земледелия. Первые города образовались на Руси в конце IX – начале X века. Город – место, где сосредоточена власть князя. Город – центр развития ремёсел и торговли. Город – центр религиозной культуры. – Чтобы убедиться в том, что вы хорошо разобрались с вопросами темы, предлагаю выполнить тестовую работу. (взаимопроверка) г, б, а, в, а, г |
|
Итог урока |
11 слайд |
А теперь мы возвращаемся к вопросу, который я задала в начале урока: рост числа городов в то время положительно или отрицательно сказывался на развитии Руси как государства? |
|
Рефлексия |
|
– Итак, мы провели с вами интересную работу, познакомившись с понятием «древний город». Вернемся к листам обратной связи. На какой свой вопрос вы не нашли ответ? Какой выход можете предложить? (поработать дома) |
Листы обратной связи |
Информация о дз |
|
История – наука противоречивая и очень интересная. Уверена, что вы с удовольствием продолжите исследование этой темы и ответите на все интересующие вас вопросы. А на следующий урок нам об этом расскажите. Кто хотел бы на следующий урок подготовить сообщение о великом защитнике земли русской Александре Невском? |
|