«Достать чернил и...» Ещё раз о направлениях итогового сочинения
Подготовка к итоговому сочинению продолжается. Учителя рекомендуют произведения по направлениям. Творческие ученики составляют свои списки литературы, прочитанной самостоятельно. Вместе с Галиной Крюковой, ведущим методистом по русскому языку ГК «Просвещение», обсудим, как держать тематическую нить, и какие материалы использовать для раскрытия тем.Требования к итоговому сочинению
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Рекомендуемое количество слов — от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Самое простое упражнение, которое может облегчить ученикам задачу, — потренироваться писать тексты и понять, сколько примерно слов помещается на одной странице. Обычно все выпускники уже знают эти нюансы.
«Не следует думать, что только длинные сочинения могут быть действительно хорошими. Порой бывает совсем наоборот — самыми яркими и красивыми оказываются короткие работы, которые содержат допустимый минимум слов».
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Согласно требованиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме» (если сочинение не соответствует теме, то сверяться с остальными пунктами уже нет смысла)
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»
- «Композиция и логика рассуждения»
- «Качество письменной речи»
- «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Темы итогового сочинения — 2021
Интересное философское произведение — «Апофеоз беспочвенности» Льва Шестова. Наверняка оно понравится многим ребятам, да и прочитать его можно буквально за один вечер.
Хорошим примером для раскрытия второй темы — «Я и другие» — может послужить, например, произведение японского писателя и учителя Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». Произведение небольшое, читается быстро, полный текст можно найти в сети.
«Просто дать рекомендацию прочитать какое-то произведение — уже невозможно. Сегодня учитель направляет ребят, слушает их мнение, учит аргументировать свою точку зрения. Именно так — на равных — стоит начать подготовку к итоговому сочинению».
Третья тема — «Время перемен». Посмотрите, какие произведения литературы можно использовать в качестве аргументации. На помощь могут прийти, например, учебники А. Архангельского и Т. Смирновой.
Темы в учебниках представлены в виде диалогов — Диалог времен, Диалог авторов. Здесь много практикумов. Например, практикум по составлению развернутого плана сочинения в учебнике для 9 класса. Произведения в учебнике представлены не в хронологическом порядке. И это очень удобно — авторы наглядно демонстрируют, как можно использовать диалог времен для того чтобы приводить произведения в сочинениях в качестве аргументов.

Небольшое фантастическое произведение Ллойда Биггла-младшего «Какая прелестная школа!..» может вдохновить многих ребят. Оно оказалось невероятно актуальным в наше время — несмотря на то, что написано 1966 году. В реальности, придуманной писателем, дети учатся через телевизоры.
«Разговор с собой» и «Между прошлым и будущим» — еще два направления тем, которые ждут нас на итоговом сочинении в этом году. И к ним можно порекомендовать книгу Андрея Валентиновича Жвалевского и Евгении Борисовны Пастернак «Шекспиру и не снилось!».
«Самое сложное в написании сочинения — начать писать сочинение».
Начинать всегда непросто, а потому можно написать сначала основную часть и посмотреть, каким может быть вступление, и как можно завершить сочинение. Иногда легче написать то, о чем вы хотите сказать, то, что наболело, а уже потом продумать, как это обыграть, как сделать вступление. Так можно поступать, чтобы не потерять ориентиры. И еще очень важно научиться редактировать себя — это благодарный труд!
Произведения, которые можно добавить в свою копилку
Для сочинений по первому направлению тем
-
«Слово о полку Игореве»
-
Генрих Белль. «Путник, придешь когда в Спа...»
Для второго направления
-
Лев Шестов. «Апофеоз беспочвенности»
-
Астрид Линдгрен. «Мы все из Бюллербю»
-
Антон Чехов «Остров Сахалин»
Для третьего направления
- Стихи Бориса Рыжего
Для четвертого направления
-
Евгений Замятин «Мы»
-
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. «Неудачница»
-
Валентина Мухина-Петринская «Корабли Санди»
Для пятого направления
-
Юрий Поляков «100 дней до приказа»
-
Георгий Полонский «Доживём до понедельника» (cценарий)
-
Эрик Фрэнк Рассел «Немного смазки»
И, конечно, почти все направления итогового сочинения ведут нас к Чехову. С помощью его произведений можно раскрыть очень много тем. Это и его «Остров Сахалин», и драматургия, и рассказы — например, «Новогодние великомученики».