ЕГЭ по истории: разбор досрочного варианта
Корпорация «Российский учебник» продолжает знакомить с досрочными вариантами ЕГЭ 2018, опубликованными ФИПИ. Представляем вашему вниманию разбор полного варианта ЕГЭ «История»: ответы и рекомендации по выполнению заданий.ЕГЭ по истории 2018. Часть I
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Чесменское сражение 2) создание Устава Владимира Мономаха 3) убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда
Ответ: 2 1 3
Комментарий: Создание Устава Владимира Мономаха относится к XII веку. Убийство наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда, произошло в 1914 году. Особое внимание при подготовке стоит уделить изучению русско-турецкой войны, во время которой в 1770 году состоялось Чесменское сражение (нужно знать не только даты, но и главнокомандующих, а также другие характеристики событий).
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) гибель Лжедмитрия I Б) начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова В) начало денежной реформы Е.Ф. Канкрина Г) крещение Руси |
1) 988 г. 2) 1036 г. 3) 1606 г. 4) 1839 г. 5) 1922 г. 6) 1961 г. |
Ответ: А-3 Б-5 В-4 Г-1
Комментарий: Начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова характеризуется введением золотого червонца в эпоху НЭПа. Е.Ф. Канкрин занимался финансами ранее, он был знаменитым министром при Николае I. Гибель Лжедмитрия относится к Смутному времени. Важно учесть, что недавно периодизация Смутного времени была изменена. Раньше термин подразумевал междинастический периоду между правлением династии Рюриковичей и приходом к власти Романовых. Теперь, по историко-культурному стандарту, периодизация Смутного времени: 1604-1618 годы, от нападения Лжедмитрия I до подписания Деулинского перемирия с Польшей.
Задание 3
Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.
1) референдум; 2) «новоогаревский процесс»; 3) Национальные проекты; 4) дефолт; 5) гласность; 6) выборы на альтернативной основе.
Ответ: 4 3
Комментарий: Правильные варианты ответов не имеют отношения к Перестройке. Дефолт (несостоятельность государства рассчитываться по своим государственным долгам) относится к 1998 году. Национальные проекты тоже появились в России позже, в начале XXI века.
Задание 4
Запишите исторический термин, о котором идет речь.
В Российском государстве в XVI – начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием.
Ответ: Стрельцы
Комментарий: Стрелецкое войско было создано в XVI веке при Иване Грозном и разогнано в начале XVIII века из-за стрелецких бунтов.
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) Смоленская война Б) русско-турецкая война 1877–1878 гг. В) Батыево нашествие на Русь Г) Курская битва |
1) сражение под Прохоровкой 2) бои за Зееловские высоты 3) заключение Поляновского мира 4) осада Плевны 5) битва на реке Сити 6) заключение Брестского мира |
Ответ: А-3 Б-4 В-5 Г-1
Комментарий: В период 1632-1634 гг. шла русско-польская (Смоленская) война, в результате которой был заключен Поляновский мир. Русско-турецкая война известна осадой Плевны (а также Шипкинским перевалом, городом Тырновом и Сан-Стефанским мирным договором). При нашествии Батыя на Русь состоялась битва на реке Сити (1238 г.). Курская битва знаменита танковым сражением под Прохоровкой.
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А |
«Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.
О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо. Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…» |
Б |
«Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются. II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете… IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был издан в период правления Николая II.
2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской империи более 100 лет.
3) Данный документ был издан в период правления Александра II.
4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.
5) Данный документ был издан в период правления Александра I.
6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.
Ответ:
Фрагмент А: 1 4
Фрагмент Б: 2 5
Комментарий: В тексте «А» речь идет о порядке участия в Государственной думе представителей Великого княжества Финляндского. Для поиска правильных ответов нужно вспомнить, что оно собой представляло. Финляндия была присоединена к Российской империи в 1809 году, в результате русско-шведской войны. Государственная дума появилась в начале XX века при Николае II. Современником представленного документа был П.Н. Милюков, знаменитый лидер партии кадетов. В тексте «Б» речь идет об учреждении Государственного совета – подобрать характеристики можно методом исключения.
Задание 7
Что из перечисленного относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.?
1) массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора 2) введение в обращение первых бумажных денежных знаков 3) появление категории обязанных крестьян 4) начало железнодорожного строительства 5) появление первых монополистических объединений в промышленности 6) широкое распространение отходничества
Ответ: 3 4 6
Комментарий: Появление категории обязанных крестьян связано с подписанием указа об обязанных крестьянах в 1842 году. Широкое распространение отходничества также относится к первой половине XIX века. А вот массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора произошел позже, в связи со столыпинской реформой.
Задание 8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В августе 1943 г. началось проведение партизанской операции ________. Б) Создателем «летающего танка» – самого массового самолета СССР в годы Великой Отечественной войны – был ________. В) Киев был освобожден от фашистов в ________ 1943 г.
Пропущенные элементы: 1) «Рельсовая война» 2) С.В. Ильюшин 3) «Уран» 4) ноябрь 5) М.И. Кошкин 6) февраль
Ответ: А-1 Б-2 В-4
Комментарий: При ответе нужно вспомнить, что М.И. Кошкин разрабатывал танки.
Задание 9
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ) | УЧАСТНИКИ |
А) междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Б) Северная война В) ограничение местничества Г) усиление идеологического контроля после Великой Отечественной войны |
1) А.Д. Меншиков 2) Василий Косой 3) Иван IV 4) А.А. Жданов 5) Марина Мнишек 6) Л.Д. Троцкий |
Ответ: А-2 Б-1 В-3 Г-4
Комментарий: Междусобная война в Московской Руси (1425-1453 гг.) за великое княжение развернулась между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II Тёмным и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки. Северная война (1700-1721 гг.) между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя — Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Царские указы Ивана IV Грозного о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя. Надежды на демократизацию жизни затронули широкие слои послевоенного советского общества. Партийной номенклатуре требовалось вернуть контроль над страной, включая контроль идеологический. Потому усиление идеологического пресса было вполне логичным.
Задание 10
Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название страны, об итогах конфликта с которой идет речь.
«В марте 1940 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое имело большое значение для развития наших вооруженных сил. На заседании рассматривались итоги войны…
В чем заключалась суть требований, предъявленных нашим вооруженным силам партией и правительством?
Учитывая итоги… конфликта, а самое главное, характер боевых действий начавшейся мировой войны, перед войсками была поставлена – остро и во всем объеме – задача учить сегодня тому, что завтра будет нужно на войне. Началась реорганизация всех видов вооруженных сил и родов войск, серьезные меры были приняты для укрепления единоначалия, порядка и дисциплины в войсках».
Ответ: Финляндия
Комментарий: Как правило, под номером 10 в ЕГЭ по истории представлено сложное задание, требующее точности. В данном случае подсказкой является дата «март 1940 года», указывающая на советско-финскую войну.
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XV в. | _______________(А) | Открытие Америки Х. Колумбом |
___________(Б) | Присоединение Крыма к Российской империи | _______________(В) |
___________(Г) | Издание Новоторгового устава | Казнь английского короля Карла I |
XIX в. | _______________(Д) | _______________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) XVII в.
2) издание «Чугунного устава»
3) провозглашение доктрины Монро в США
4) разгром Англией Непобедимой армады
5) XVIII в.
6) присоединение Новгорода к Московскому государству
7) принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции
8) «Кровавое воскресенье» 9) XVI в.
Ответ: А-6 Б-5 В-7 Г-1 Д-2 Е-3
Комментарий: Пункт «Провозглашение доктрины Монро в США» может вызвать затруднения. Суть принятия доктрины Монро заключалась в том, что США объявили оба континента Америки зоной, закрытой для вмешательства европейских держав.
Задание 12
Прочтите отрывок из манифеста.
«Начальнику Штаба. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.
Ответ: 1 2 4
Комментарий: Сложное задание. При чтении подобных текстов самое главное – отыскать термины, позволяющие датировать период. В данном случае фраза «в согласии с Государственною думою» указывает на короткий промежуток времени от момента создания Государственной думы до ее ликвидации в 1917 году. Вариант ответа под номером 1 можно выбрать методом исключения.
Задание 13
Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошел в состав Российского государства в ____________ веке
Ответ: XVII
Комментарий: Задания 14, 15 и 16 требуют анализа исторической карты. В данном случае речь идет о Киеве.
Задание 14
Укажите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: Азов
Комментарий: Простое задание. Азов завоевали в ходе Азовских походов 1695-1696 гг.
Задание 15
Заполните пропуск в предложении: «Указом императрицы Екатерины II река, обозначенная на схеме цифрой «5», была переименована в _______________».
Ответ: Урал
Комментарий: При ответе нужно вспомнить, что река Яик была переименована в Урал из-за Пугачевского восстания.
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Район производства льна на продажу обозначен на схеме горизонтальной штриховкой . 2) Основной хозяйственной специализацией района, обозначенного на схеме точками, являлось производство хлеба на продажу. 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», был центром железоделательного производства. 4) Одной из причин восстания монахов монастыря, обозначенного на схеме цифрой «4», явилось недовольство церковной реформой патриарха Никона. 5) На схеме обозначен и подписан город, где в конце XVII в. по инициативе Петра I было начато строительство первого в истории России регулярного военно-морского флота. 6) Цифрой «3» на схеме обозначена Ирбитская ярмарка.
Ответ: 3 4 5
Комментарий: Выращивать лен на Крайнем Севере было бы затруднительно, что исключает вариант ответа 1. Железоделательные заводы города Тулы, обозначенной цифрой 6, были всегда известны. Под цифрой 4 обозначен Соловецкий монастырь, монахи которого действительно были недовольны церковной реформой патриарха Никона.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Десятинная церковь в Киеве Б) монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке В) Архангельский собор Московского Кремля Г) памятник «Тысячелетие России» |
1) Автор – Е.В. Вучетич. 2) Автор – Алевиз Новый. 3) Начало строительства относится ко времени княжения в Киеве Владимира Мономаха. 4) Автор – М.О. Микешин. 5) Данный памятник культуры был разрушен в XIII в. 6) Автор – В.И. Мухина. |
Ответ: А-5 Б-1 В-2 Г-4
Комментарий: Несложное задание. Для выполнения нужно знать, что Алевиз Новый являлся итальянским архитектором, работавшим в России в конце XV-начале XVI века, а памятник «Тысячелетие России» был создан в 1862 году, в память о призвании Рюрика.
Задание 18
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Данный конверт выпущен в период руководства страной М.С. Горбачева. 2) Собор, изображенный на конверте, является усыпальницей династии московских князей и царей. 3) Участником события, которому посвящено изображение на конверте, был Борис Годунов. 4) При строительстве собора, изображенного на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры. 5) Собор, изображенный на конверте, был построен в XVI в.
Ответ: 3 4
Комментарий: Представленный Успенский собор копирует Владимирский успенский собор, построенный в XII веке, что подчеркивает его отношение к владимирской архитектуре. Выполнять задание можно используя метод исключения. Так, например, нужно учесть, что усыпальницей династии московских князей и царей являлся Архангельский собор.
Задание 19
Какие из представленных зданий находятся в том же городе, где расположен собор, изображенный на конверте?
Ответ: 1 3
Комментарий: Подсказка в том, что здание должно находиться в Москве, как и Успенский собор. На первом изображении представлена Церковь Вознесения, расположенная в Коломенском. На изображении 3 – храм Василия Блаженного, построенный в XVI веке в честь завоевания Казани. Некоторые выпускники путают питерский Исаакиевский собор (изображение 2) с Храмом Христа Спасителя. Важно запомнить их основное отличие: наличие у Исаакиевского собора колонн и фронтона, характерных черт классицизма. На изображении 4 представлена Церковь Покрова на Нерли, построенная в 1158 году рядом с городом Владимир.
Часть II
Текст:
Из послания монарха:
«Наши полномочные послы… прибыли к тебе с нашей верительной грамотой, в которой мы просили тебя доверять их словам, сказанным от нашего имени. Ты пишешь, что они объявили тебе, что пришли со всеми необходимыми полномочиями, чтобы заключить христианский мир; но, когда ты им позволил вести переговоры с панами твоей рады, они потребовали сохранения за нами четырех замков в Ливонской земле: Нейгаузен, Нейшлос, Неймюль и Ругодива, да еще прибавили к этому города, которые в прошлом году с помощью Божьей перешли в твои руки; за это они, по твоим словам, должны были быть отправлены назад, не окончив переговоров. А затем они попросили, чтобы ты дозволил им послать к нам за полномочиями о всех объявленных тобою условиях мира и дружбы, и ты разрешил им это… Тех же твоих купцов, которые без всякой вины задержаны в нашей земле, ты просишь добровольно выпустить со всем их имуществом и тем самым дать тебе доказательство нашей склонности и готовности к дружбе.
Твои же паны, как сообщают наши послы… говорили им от твоего имени, что ты с нами помиришься, только если мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище – все это уже у тебя… и что мы должны разрушить город Себеж да еще уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев за твой убыток, что ты снаряжался, отправляясь воевать наши земли. Мы никогда еще не встречали такой самоуверенности и недоумеваем: ведь нынче ты собираешься мириться, а твоя рада предъявляет такие безмерные требования – чего же они потребуют, прервав мирные переговоры?»
Задание 20
Назовите монарха – автора данного послания. Назовите монарха – адресата данного послания. Укажите с точностью до половины века время, когда было написано данное послание.
Ответ: Иван IV Грозный, Стефан Баторий, 1558-1583 гг.
Комментарий: Ключевые слова, важные для ответа: Ливонская земля (что намекает на Ливонскую войну), паны (обращение к полякам) и Велиж (был уступлен в ходе Ливонской войны). Формулировка задания указывает, что послание было написано, скорее всего, в середине века.
Смотрите также: «ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта»
Задание 21
Используя отрывок, укажите условия заключения мира, выдвинутые адресатом данного послания. (Приведите не менее трех положений.)
Ответ:
- «мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище»
- «мы должны разрушить город Себеж»
- «уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев»
Комментарий: Ответы расположены во второй половине текста.
Задание 22
Укажите любые три итога войны, о событиях которой упоминается в данном отрывке.
Ответ:
- Уступка Речи Посполитой Ливонской земли по Ям-Запольскому мирному договору, подписанному в 1582 году.
- Уступка Швеции прибалтийских земель (а именно крепостей Ям, Копорье, Орешек и Ивангород) по Плюсскому перемирию, заключенному в 1583 году.
- Социально-экономический кризис, последствия которого привели к смуте.
Задание 23
В годы Гражданской войны большевикам противостояли значительные силы белогвардейцев и интервентов. Однако большевики одержали над ними победу. Укажите не менее трех причин этой победы. Ошибки белого движения указывать не надо.
Ответ:
- Красное движение было едино (с единым командованием, управлялось из единого центра, занимало две столицы и центральный промышленный округ).
- Основная масса населения перешла на сторону большевиков (большевики, в отличие от остальных, предлагали решить крестьянский и рабочий вопросы: провести национализацию земли, передав ее из рук помещиков в руки крестьянских хозяйств, а заводы передать рабочим).
- Красное движение имело мощную идеологическую основу, большевики представляли лозунги, которые объединяли людей.
- Большевики использовали связь белого движения с интервентами (говорили о том, что «белые» сотрудничают с иностранцами и продают свою родину).
Задание 24
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) Декабристы действовали тайно и не привлекли на свою сторону широкие слои населения (народ не знал, за какие ценности борются декабристы, и те люди, которые пришли на площадь, в большинстве своем были зеваками).
2) Восстание было организовано не лучшим образом (руководитель восстания Сергей Трубецкой не явился на площадь в день событий; лишившись руководителя, восстание окончательно потеряло организованность).
Аргументы в опровержение:
1) XVIII век был эпохой дворцовых переворотов, и важную роль в них играли гвардейские полки, дворяне, которым удавалось совершать эти перевороты, навязывать свои условия монархам – таки образом, история доказывает, что восстание могло пройти удачно.
2) Для восстания было выбрано подходящее время: уникальный период между царствием, период политический нестабильности, политического и династического кризиса – поэтому восстание могло пройти успешно и практически бескровно.
Комментарий: Отвечая на вопрос, нужно понять объективные и субъективные причины, вспомнить обстоятельства событий, произошедших 14 декабря 1825 года. В подтверждающие аргументы также можно записать, что не лучшим образом была организована конспирация, Николай I был предупрежден о планируемом восстании (с вязи с этим он перенес присягу и к моменту прихода декабристов на площадь обладал всеми правами монарха).
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 945–972 гг.; 2) март 1881 г. – октябрь 1894 г.; 3) июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Комментарий: Приступая к сочинению, важно тщательно изучить критерии оценивания. В тексте лучше не вдаваться в описания, а указывать роли личностей, причинно-следственные связи. В последнем абзаце подвести итоги и обязательно выйти за верхнюю границу периода: показать как события периода, о котором шла речь, повлияли на дальнейшую историю России. Перед сдачей работы еще раз проверить, всем ли критериям соответствует сочинение.
Смотрите также: «ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта»