Дошкольника нужно научить брать ответственность за свои поступки. Рекомендации психолога
Хочу, чтобы мой ребенок был счастливым... А еще — чтобы был успешным! Возможно ли совместить эти желания в одном дошкольнике, когда на выбор столько программ и идей развития? И как родителям самостоятельно помочь своим детям, становясь партнерами, а не «заказчиками» дошкольных учреждений? Об этом и многом другом — в интервью с Еленой Юдиной, к.псих.н., профессором, зав. кафедрой управления дошкольным образованием МВШСЭН и автором известнейших программ ДО.Елена Георгиевна Юдина — к.псих.н., профессор, зав. кафедрой управления дошкольным образованием МВШСЭН, экспертом Всемирного Банка, автор программ дошкольного образования «ПРОдетей» и «ОткрытиЯ» и многочисленных пособий для дошкольных учреждений. Именно к ней мы обратились за практическими советами для родителей, а также за актуальной повесткой в дошкольной педагогике.
– На дистанционном обучении многие родители столкнулись с банальной ситуацией: оказывается, их дошколята не умеют планировать день хотя бы в том минимуме, что требуется. Что делать в режиме самоизоляции, когда нет очной коммуникации?
#ADVERTISING_INSERT#
Здесь два вопроса: во-первых, что делать педагогам с маленькими детьми в новой ситуации прерванной коммуникации, в которой мы все оказались, и во-вторых, когда начинать развивать у детей саморегуляцию? В этот непростой период надо было в новом онлайн-формате продолжать решать задачи, которые обычно решает детский сад. Сначала педагоги начали делать первое, что приходит в голову: стали в интернете читать лекции, чтобы продолжить программу детского сада. Очевидно, что этот формат совершенно не подходит для детей дошкольного возраста, особенно когда нет реального контакта с детьми. Ребенок может выдержать максимум 10 минут, затем он устает и перестает воспринимать то, что вы ему говорите. Однако затем выяснилось, что, наряду с трудностями, этот кризис обладает некоторыми дополнительными возможностями, которых нет в обычных ситуациях.
– Какими возможностями?
Мы столкнулись с тем, что дети и их родители оказались в одном пространстве 24 часа в сутки. Это, кроме понятных минусов, несет в себе, как оказалось, и плюсы: появилась возможность использовать эту детско-взрослую совместность пребывания, организуя совместное действие. У грамотных и мотивированных воспитателей я наблюдаю интересные решения. Они начали придумывать форматы с участием детей, воспитателей и родителей, которые, тем самым, как будто попадают в группу детского сада. Из посредников или контролеров родители становятся участниками группового процесса, начинают понимать, что обычно происходит в группе. Это дает возможность воспитателям в дальнейшем открыться в сторону семьи уже в реальности, тем самым заполучив семью в настоящие партнеры.
— Когда вообще следует развивать навыки саморегуляции у ребенка? Как мы можем научить ребенка брать ответственность за свои поступки?
Саморегуляция, в том числе, в детском возрасте — это не столько способность выполнять то, что нужно выполнить, сколько способность самому решить, что ты должен делать, и в дальнейшем нести ответственность за принятые решения. Конечно, кроме личного решения всегда есть внешние правила, рамки, которые влияют на этот выбор, но эти рамки есть и у взрослых. Важно, что и в рамках правил есть выбор. Ребенок привыкает действовать в рамках заданных правил, но при этом важно, чтобы он действовал в них свободно и при этом нес ответственность за сделанный выбор. Саморегуляция — это свобода, сопряженная с ответственностью. Такую саморегуляцию нужно развивать с раннего детства. Важно понимать: ответственность — это оборотная сторона свободы, если нет свободы — ответственности тоже не будет. Чтобы ребенок был ответственным, необходимо давать ему свободу выбора и принятия решения. Это единственный путь, идя по которому, человек становится ответственным и самостоятельным.
— Родители школьников этой весной показали во многом, что не готовы разделять ответственность за образование детей с учителями. Как обстоит дело в дошкольном блоке? Насколько контактны родители?
Лет 10 назад я бы ответила немного иначе, чем сейчас.
Раньше детский сад многими родителями воспринимался как «камера хранения»: работающие родители сдавали ребенка, чтобы вечером получить его в целости и сохранности и еще немножко образованным. С этой родительской установкой детскому саду, который искренне хочет привлекать родителей в свои группы, работать нелегко.
Сейчас ситуация меняется: я все больше вижу родителей, которые следуют современным представлениям об образовании и роли семьи. Которым не все равно, что будет происходить с ребенком в детском саду. У них меняются установки относительно образования детей, запрос на самореализацию и самостоятельность ребенка растет.
Родители, конечно, все разные, но становится все больше таких, кто готов прийти в детский сад и поучаствовать в жизни и образовании своего малыша. Вообще, «открытый» детским сад — это важно и для родителей, и для педагогов, а самый главный «выгодоприобретатель» — конечно, ребенок. Пока не все родители готовы встроиться в реальную жизнь группы, да и педагоги часто боятся открыться. Это понятно: есть тревога, что появится лишняя пара контролирующих глаз, многим воспитателям кажется, что возникают дополнительные риски. Однако мы видим, что те педагоги, которые преодолели этот страх, открыли свои группы для родителей, обнаруживают массу дополнительных возможностей, которых раньше даже близко не было. Родители — лучшие, самые надежные партнеры воспитателям, с которыми их дети проводят так много времени. И именно в период эпидемии возникает возможность установить отношения доверия между детским садом и семьей, даже если раньше его было не так уж много.
— 1-3 июня пройдет Международная онлайн-конференция «Университет детства», посвященная дошкольному образованию, где вы выступите одним из главных спикеров. В конференции примут участие эксперты не только из России, но из Италии, США, Финляндии, даже Китая. Существует концепция, часто высказываемая педагогами в социальных сетях: «Зарубежный менталитет другой! И дети там другие. Учить нас на их примере бесполезно». Действительно ли детство в разных странах отличается?
Конечно, у каждой страны своя культура и своя история. Но природа человека и детства остается неизменной в разных странах, независимо от культуры. Культура влияет на конкретную реализацию разных принципов и задач, которые ставит перед собой образование, но сами задачи могут быть теми же или похожими.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были ответственными, неважно в какой стране родился ребенок. Если стоит такая задача, то вам придется дать ребенку свободу — в разных пространствах, разными культурными способами и в разных культурных рамках. Не стоит бездумно копировать опыт другой страны, а вот учиться всегда имеет смысл. Насколько я помню, конференция соберет в основном европейских экспертов. Европейская культура не очень сильно отличается от российской, наша страна с европейской культурой. Поэтому нам особенно есть чему поучиться, и есть, что показать коллегам.
— На что, по вашему мнению, стоит обращать внимание родителям в рамках ежедневного взаимодействия с детьми?
Я считаю самым важным не столько заботиться о социальной успешности ребенка, его будущей «карьере» (мы с этим нередко сталкиваемся в родительских устремлениях), сколько следовать за детским интересом. Если придерживаться этого правила, то с гораздо большей вероятностью ребенок будет счастлив и, в результате — успешен, но в выбранном им деле. Кстати, именно счастливый ребенок — это цель всей системы образования в некоторых европейских, особенно в скандинавских странах. Эмоциональное благополучие — тот необходимый фон, на котором только и возможна личная активность человека, а в результате — развитие каждого ребенка.
Международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые практики» пройдет 1-3 июня. Мероприятие организовано при поддержке Рыбаков Фонда, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Группы Всемирного банка. Генеральный информационный партнер – Группа компаний «Просвещение».