Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия и жизнь» имеет естественнонаучную направленность.
Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 7-х и 8-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.
Актуальность программы –соответствие основным направлениямсоциально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
Отличительной особенностью данной программы являются:
- Насыщенность и разнообразие лабораторного эксперимента.
- Проведение опытов не требует богатства и разнообразия химических реактивов. Недостающие реагенты можно приобрести в аптеке или хозяйственном магазине.
- Простота и доступность лабораторного эксперимента данного кружка, что имеет большое значение для малокомлектных сельских школ с довольно низкой технической обеспеченностью.
Данный кружок адресован не только тем школьникам, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает её сложным, скучным и бесполезным для себя школьным предметом, далёким от повседневной жизни обычного человека.
Объём программы: 72 часа.
Формы организации образовательного процесса: групповые.
Виды занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, занятие – игра, самостоятельная работа учащихся.
Срок освоения программы: программа «Химия и жизнь» рассчитана на 1 год.
Режим занятий:занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту.
Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формировать практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента;
- развивать познавательную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели;
- развивать мотивацию и интерес у учащихся к изучению химии в рамках школьной программы.
Содержание программы
Учебный план
№ п\п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием |
||||||
2.1. |
Знакомство с лабораторным оборудованием |
2 |
1 |
1 |
интерактивные лекции с последующими дискуссиями |
|
|
2.2. |
Нагревательные приборы и пользование ими. |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практическая работа |
Лабораторный практикум |
|
2.3. |
Взвешивание, фильтрование и перегонка |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практическая работа |
Лабораторный практикум |
|
2.4. |
Выпаривание и кристаллизация |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практическая работа |
Лабораторный практикум |
|
2.5. |
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами |
2 |
1 |
1 |
Лекция с последующей дискуссией |
|
|
2.6. |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практическая работа |
Лабораторный практикум |
|
2.7. |
Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием |
2 |
|
2 |
Практическая работа |
|
|
3. |
Раздел 2. Химия вокруг нас |
||||||
3.1. |
Химия в природе. |
2 |
1 |
1 |
лекция |
|
|
3.2. |
Самое удивительное на планете вещество-вода |
4 |
1 |
3 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.3. |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практическая работа |
Лабораторный практикум |
|
3.4. |
Стирка по-научному |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.5. |
Урок чистоты и здоровья |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.6. |
Салон красоты |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.7. |
Химия в кастрюльке |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.8. |
Химия в консервной банке |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.9. |
Всегда ли права реклама? |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.10. |
Химические секреты дачника |
2 |
1 |
1 |
лекция |
|
|
3.11. |
Химия в быту |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
3.12. |
Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами |
2 |
1 |
1 |
лекция |
|
|
3.13. |
Вам поможет химия |
4 |
2 |
2 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
4. |
Раздел 3. Химия и твоя будущая профессия |
||||||
4.1. |
Обзор профессий, требующих знания химии |
2 |
2 |
|
лекция |
|
|
4.2. |
Агрономы, овощеводы, цветоводы. |
2 |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
4.3. |
Медицинские работники. |
2 |
2 |
|
Лекция |
|
|
4.4. |
Кто готовит для нас продукты питания? |
2
|
2 |
|
Лекция |
|
|
Раздел 4. Занимательное в истории химии |
|||||||
5.1. |
История химии |
4 |
2 |
2 |
лекция |
|
|
5.2. |
Галерея великих химиков |
4 |
2 |
2 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
5.3. |
Химия на службе правосудия |
4 |
3 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
|
|
5.4. |
Химия и прогресс человечества |
2 |
2 |
|
Лекция |
|
|
5.5. |
История химии |
2 |
2 |
|
Лекция |
|
|
6. |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
Занятие-игра |
игра |
|
Итого часов |
72 |
39 |
33 |
|
|
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория:Знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Раздел 2. Приёмы обращения с веществами и оборудованием
2.1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Теория:Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Практика: «Стартовый уровень» – Воспроизводят правила ТБ в кабинете химии со слов учителя.
«Базовый уровень» – Самостоятельно изучают ТБ в кабинете химии.
«Продвинутый уровень» – Знают ТБ и правила оказания первой помощи.
2.2. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Теория:Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Практика: «Стартовый уровень»-Знакомятся с простейшим химическим оборудованием: мерным цилиндром, пробирками, спиртовкой, колбами.
«Базовый уровень» – Дополнительно изучают строение пламени спиртовки.
«Продвинутый уровень» – Изучают устройство штатива.
2.3. Нагревательные приборы и пользование ими.
Теория: Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.
Практика: Стартовый уровень» – Знакомятся со строением пламени спиртовки.
«Базовый уровень» – Изучают строение нагревательных приборов: плитки, газовой горелки.
«Продвинутый уровень» – Изучают способы нагревания и прокаливания некоторых веществ.
2.4. Взвешивание, фильтрование и перегонка.
Теория:Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей.
Практика: «Стартовый уровень» – Изготавливают простейший фильтр.
«Базовый уровень» – Изготавливают простейшие фильтры из подручных средств. Разделяют неоднородные смеси.
«Продвинутый уровень» – Изучают способы перегонки воды.
2.5. Выпаривание и кристаллизация
Теория:Ознакомление учащихся с приемами выпаривания и кристаллизации
Практика: «Стартовый уровень» – Знают разницу между двумя процессами.
«Базовый уровень» – Знают где можно применять эти способы.
«Продвинутый уровень» – Выделяют растворённые вещества методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.
2.6. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Теория: Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практика:«Стартовый уровень» – Знакомятся с правилами работы с твердыми веществами.
«Базовый уровень» – Знакомятся с правилами работы с жидкими веществами
«Продвинутый уровень» – Знакомятся с правилами работы с газообразными веществами.
2.7. Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием.
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомы с методикой выращивания кристаллов, выращивают кристаллы хлорида натрия.
«Базовый уровень» - Знакомы с методикой выращивания кристаллов, выращивают кристаллы хлорида натрия, сахарозы.
«Продвинутый уровень» - Знакомы с методикой выращивания кристаллов, выращивают кристаллы хлорида натрия, сахарозы, медного купороса, умеют придавать им форму.
Тема 3. Химия вокруг нас
3.1. Химия в природе.
Теория: Получают представление о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами.
Практика: «Стартовый уровень» - Находят самостоятельно информацию.
«Базовый уровень» - Доносят информацию до других учащихся.
«Продвинутый уровень» - Дополняют и поясняют интересными фактами уже известную информацию.
3.2. Самое удивительное на планете вещество-вода.
Теория: Физические, химические и биологические свойства воды.
Практика: «Стартовый уровень» - Знают физические и биологические свойства воды.
«Базовый уровень» - Знакомятся с химическими свойствами воды с помощью учителя.
«Продвинутый уровень» - Самостоятельно изучают свойства воды.
3.3. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Практика: «Стартовый уровень» - Описывают химические реакции вокруг нас.
«Базовый уровень» - Объясняют химическую природу окружающих реакций
«Продвинутый уровень» - Могут воспроизвести некоторые реакции
3.4. Стирка по-научному.
Теория: Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду.
Практика: «Стартовый уровень» - Определяют моющие средства, правила их использования.
«Базовый уровень» - Изучают химический состав моющих средств.
«Продвинутый уровень» - Изучают воздействия каждого составляющего на организм человека и окружающую среду.
3.5. Урок чистоты и здоровья.
Теория: Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми? Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомятся с средствами ухода за волосами, их химической природой.
«Базовый уровень» - Изучают процесс химической завивки волос.
«Продвинутый уровень» - Изучают химический состав и свойства современных средств гигиены.
3.6. Салон красоты.
Теория: Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомятся с косметикой, ее видами.
«Базовый уровень» - Рассматривают состав и свойства губной помады.
«Продвинутый уровень» - Рассматривают состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.
3.7. Химия в кастрюльке.
Теория: Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной?
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомятся с процессами, происходящими при варке.
«Базовый уровень» - Рассматривают химические процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи.
«Продвинутый уровень» - Описывают механизм этих процессов на языке простейших реакций.
3.8. Химия в консервной банке.
Теория: Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомятся с процессами переработки продуктов.
«Базовый уровень» - Обозначают понятие консерванты.
«Продвинутый уровень» - Изучают роль консервантов в хранении и переработке продуктов.
3.9. Всегда ли права реклама?
Теория: Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных.
Практика: «Стартовый уровень» -Определяют по этикеткам химический состав рекламных продуктов.
«Базовый уровень» - Сравнивают по составу дешевые и дорогие средства.
«Продвинутый уровень» - Выделяют плюсы и минусы рекламы.
3.10. Химические секреты дачника.
Теория: Виды и свойства удобрений. Правила их использования.
Практика: «Стартовый уровень» - Определяют понятие удобрения. Знакомятся с видами удобрений.
«Базовый уровень» - Обозначаю какие химические элементы входят в состав удобрений.
«Продвинутый уровень» - Изучают правила хранения и использования удобрений.
3.11. Химия в быту.
Теория:Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практика: «Стартовый уровень» - Определяют понятие бытовые химикаты. Знакомятся с их видами.
«Базовый уровень» - Обозначаю какие химические элементы входят в состав бытовых химикатов.
«Продвинутый уровень» - Изучают правила хранения и использования удобрений.
3.12. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.
Практика: «Стартовый уровень»-Воспроизводят правила ТБ с бытовыми химикатами со слов учителя.
«Базовый уровень»-Самостоятельно изучают ТБ с бытовыми химикатами.
«Продвинутый уровень»-Знают ТБ и правила оказания первой помощи.
3.13. Вам поможет химия.
Практика: «Стартовый уровень» - Знакомятся с методами чистки изделий из серебра, золота.
«Базовый уровень» - Пробуют очистить драгоценные металлы методами, которые дает учитель в рамках темы.
«Продвинутый уровень» - Находят и пробуют на практике другие методы
Тема 4. Химия и твоя будущая профессия
4.1 Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне.
Практика: «Стартовый уровень» - Находят нужную информацию.
«Базовый уровень» - Перерабатывают информацию, оформляют в форме отчета.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
4.2. Агрономия, овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн
Практика: «Стартовый уровень» - Находят нужную информацию.
«Базовый уровень» - Перерабатывают информацию, оформляют в форме отчета.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
4.3. Медицинские работники.
Теория: Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств. Экскурсия в аптеку.
Практика: «Стартовый уровень» - Внимательно слушают, выделяют главные мысли.
«Базовый уровень» - Формируют отчет об экскурсии.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
4.4. Кто готовит для нас продукты питания?
Теория: Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие. Экскурсия в столовую.
Практика: «Стартовый уровень» - Внимательно слушают, выделяют главные мысли.
«Базовый уровень» - Формируют отчет об экскурсии.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
Тема 5. Занимательное в истории химии
5.1. История химии.
Теория: Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной информации. Основные направления практической химии в древности.
Практика: «Стартовый уровень» - Находят нужную информацию.
«Базовый уровень» - Перерабатывают информацию, оформляют в форме отчета.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
5.2. Галерея великих химиков.
Теория: Создание презентаций о великих химиках и их демонстрация. Интересные факты, открытия.
Практика: «Стартовый уровень» -Описывают биографии писателей.
«Базовый уровень» - Обозначают их заслуги в области химии.
«Продвинутый уровень» - Изучают и представляют интересные факты и открытия о каком-либо ученом.
5.3. Химия на службе правосудия.
Теория: Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки». Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.
Практика: «Стартовый уровень» -Перерабатывает текст, выделяет фрагменты, относящиеся к теме.
«Базовый уровень» - Дает объяснение событиям с химической точки зрения.
«Продвинутый уровень» - Доказывает или опровергает, приводя весомые аргументы.
5.4. Химия и прогресс человечества.
Теория: Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.).
Практика: «Стартовый уровень» - Определяют понятие полимеры. Знакомятся с видами полимеров.
«Базовый уровень» - Обозначаю какие химические элементы входят в состав полимеров.
«Продвинутый уровень» - Изучают информацию об Ижевском заводе пластмасс.
5.5. История химии.
Теория: История химии 20-21 вв.
Практика: «Стартовый уровень» - Находят нужную информацию.
«Базовый уровень» - Перерабатывают информацию, оформляют в форме отчета.
«Продвинутый уровень» - Перерабатывают информацию, творчески ее преподносят.
6. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов и анализ работы кружка за год.
Планируемые результаты
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становлении смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Условия реализации программы
Для обеспечения реализации программы предполагается использование базы учебного кабинета химии МБОУ Усть-Сарапульской ООШ им. В.И. Агашина. В кабинете химии имеется достаточная коллекция мультимедийного обеспечения и других электронных образовательных ресурсов, компьютер.
Предполагается использование ресурсов сети Интернет.
Имеется необходимое химическое оборудование и реактивы для проведения экспериментов.
Формы аттестации (контроля)
Как форма аттестации используется лабораторный практикум.
Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. При этом, каждая лабораторная работа преследует какую-либо цель, именно по достижению этой цели (или её опровержению), можно судить о результативности усвоения знаний.
Оценочные материалы
Тесты, викторины.
Методические материалы
№ |
Название темы |
материал |
№ приложения |
1. |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности |
Игра по технике безопасности. |
1 |
2. |
Нагревательные приборы и пользование ими. |
Практическая работа№1. Использование нагревательных приборов. |
2 |
3. |
Взвешивание, фильтрование и перегонка |
Практическая работа№2.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. |
3 |
4. |
Выпаривание и кристаллизация |
Практическая работа№3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли. |
4 |
5. |
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. |
Практическая работа№4. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. |
5 |
6. |
Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием. |
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара |
6 |
7. |
Самое удивительное на планете вещество-вода. |
Практическая работа№5. Обычные и необычные свойства воды. |
7 |
8. |
Вам поможет химия |
Практическая работа№6. Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д. |
8 |