Домашние опыты
- Участник: Паутов Иван Дмитриевич
- Руководитель: Бигдан Валентина Алексеевна
Свои опыты, я провожу дома, (помогает мне Бигдан Валентина Алексеевна) и посвящаю их юбилею Александра Васильевича Перышкина - автора учебника , по которому я учусь в школе. «Физика» 8 класс, издательство «Дрофа - Вентана»
Опыт 1. «Напряжение при последовательном соединении проводников»
Перед тем как проводить домашние опыты, я всегда продумываю их последовательность и технику безопасности: аккуратное обращение с приборами, чтобы были сухие чистые руки, если сгорит лампочка, ее выбрасываю, напряжение источника тока мало, поэтому особых предосторожностей нет.
Цель опыта: я провел этот опыт с целью, убедится в том, что при последовательном соединении проводников, напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом отдельном участке.
Я собрал электрическую цепь, состоящую из приборов: источника тока, четырех лампочек, амперметра, вольтметра, ключа и соединительных проводов.
Сначала я соединил последовательно (плюс с минусом) четыре батарейки по 1,5 В в один элемент, и получил источник тока с напряжением 6 В, когда я измерил напряжение на зажимах то действительно было 6В.
Затем я измерял напряжение на каждой отдельной лампочке, подключая его к каждой лампочке поочередно и выяснил ,что на каждой лампочке почти одинаковое напряжение. Когда я сложил напряжения на каждой отдельной лампочке, то получил число 6В. Из опыта я сделал вывод о том, что напряжение на всем большом участке цепи, состоящем из отдельных четырех ламп, равно сумме напряжений на каждой из ламп. Так как цепь небольшая, и нет других элементов, то общее напряжение почти равно напряжению источника тока 6 Вольт. Таким образом, я убедился в справедливости формулы для вычисления напряжения при последовательном соединении проводников, и мой вывод соответствует описанию в учебнике.
Еще я проверил, если одна лампочка выйдет из строя, то вся цепь не будет работать. Значит, этот вид соединения проводников можно применять только в отдельных электрических цепях. Например, в елочной гирлянде, для освещения в одной комнате или для освещения, где надо включать сразу несколько ламп одновременно, можно в цирке, в театре, в классе, в спортзале.
Опыт 2. «Короткое замыкание»
Второй опыт я провел с целью убедится, действительно ли будет короткое замыкание, если в электрической цепи создать такую ситуацию, что ток в подводящих проводах будет большой, а сопротивление участка цепи будет маленьким, от того что я начну ремонтировать электрическую цепь отверткой, ножницами или другим инструментом, не разомкнув ключ.
Приборы: Я собрал простую электрическую цепь состоящую из источника тока. Лампочки и ключа с соединительными проводами. Замкнул ключ и начал ножницами резать провод. Провод начал нагреваться, кусочек закоптился оплавился; я сразу понял суть в чем состоит короткое замыкание. Провода будут нагреваться и по закону Джоуля - Ленца в цепь будет выделяться количество теплоты, которое приведет к пожару.
Этот опыт заставляет задуматься о том можно – ли ремонтировать электрическую цепь не разомкнув ее. Также нельзя вставлять гвозди, скрепки и другие металлические предметы в розетку.
Опыт 3. «Как изготовить электромагнит»
Мои предположения: Если есть магнит, и он притягивает к себе металлические предметы, и провод по которому течет ток, действует на магнитную стрелку (опыт Эрстеда), то и проводник с током, намотанный на гвоздь тоже должен проявлять свойства магнита и притягивать к себе металлические предметы. И еще проверить результаты опыта в зависимости от числа витков на гвозде.
Цели моей работы: Собрать электромагнит и убедится в зависимости электрического и магнитного полей.
Приборы: источник тока (гальванический элемент) 1,5 В, гвоздь железный, провод металлический, скрепки, кнопки, мелкие металлические предметы.
Техника безопасности. С осторожностью обращаемся с гвоздем, скрепками , мелкими металлическими деталями во избежание поражения рук. Так как я использую источник тока – гальванический элемент с напряжением 1,5 В, то работаю без перчаток и резинового коврика.
Проведение опыта
- Я сначала проверил, что гвоздь сам по себе не проявляет магнитных свойств.
- А если обмотать его проводом и по нему пропустить ток, то гвоздь начинает притягивать к себе скрепки, пружинку маленькие кнопки.
- Я менял число витков на гвозде и замечал, что гвоздь лучше притягивает к себе металлические предметы.
- Если увеличить число витков провода, которым обматываем гвоздь, то притягиваться металлические предметы будут сильнее, значит магнитное поле усилится при увеличении числа витков на гвозде. Еще я обнаружил, что гвоздь с проводом притягивает к себе предметы как магнит и значит у него тоже два полюса: северный и южный. Расположение полюсов зависит от направления тока. Если увеличить напряжение источника тока, ( я соединил вместе две батарейки), то и сила тока в цепи увеличится и тогда гвоздь с большей силой притягивает к себе кнопки и скрепки.
Применение
Я решил проверить выполняется ли применение электромагнита, описанное в учебнике. для этого я перемешал металлические предметы с неметаллическими в одну кучу, и применил полученный электромагнит . Я наблюдал, что электромагнит выполняет свое действие и сортирует предметы на металлические и неметаллические. В производстве электромагнит можно применить для погрузки и разгрузки металлических предметов. Для сортировки металлических и неметаллических предметов.
Выводы
- Чем больше число витков провода на гвозде, тем больше проявляются его магнитные свойства.
- У полученного электромагнита тоже два полюса: северный и южный. Расположение полюсов зависит от направления тока.
- Если увеличить напряжение источника тока, ( я соединил вместе две батарейки), то и сила тока в цепи увеличится и тогда гвоздь с большей силой притягивает к себе кнопки и скрепки.
- При отключении источника тока, металлические предметы перестают притягиваться к гвоздю. Следовательно, делаем вывод о том, что магнитные свойства железного гвоздя появляются при прохождении тока по виткам провода, обвивающего магнит.
Проведя этот опыт, я получил более широкое понятие о том, что такое электромагниты и их применение на производстве.
Опыты, которые описаны в учебнике А.В. Перышкина просты и понятны, они помогают мне лучше разобраться в тех физических процессах природы и явлениях, которые мы изучаем в школе на уроках. И еще когда я рассказываю на уроках о проделанных опытах и выводах, то получаю хорошие оценки.
Прилагается видеоролик «Домашние опыты» Паутов И. в виде ссылки на Яндекс- диск в формате .avi https://yadi.sk/i/yy7tekuI3KP3sV