Дидактическая мультипликация. Часть 2. С чего начать?
Создание дидактических мультфильмов на уроке — один из эффективных способов образовательного процесса по ФГОС в деятельностном ключе. Выясним, с чего начать учителю, который хотел бы освоить эту практику на уроке, но пока еще не знает обо всех тонкостях процесса.А еще мы подчеркнули важную деталь: процесс создания мультфильма должен быть организован и реализован до конца именно на уроке, а не во внеурочной деятельности.
Оборудование и материалы
- штатив;
- фотоаппарат простой цифровой;
- расходные материалы, канцелярские принадлежности;
- бумага цветная;
- пластилин и прочее;
- шнуры (вход-выход, удлинитель видеошнура);
- проектор с экраном или телевизионная панель.
Выбираем фотокамеру для съёмки
Для дидактической мультипликации мы используем простую «мыльницу», как уже упоминалось в прошлом материале. Так удобнее всего выполнять задачу по съёмке мультика. Чтобы мультипликат (покадрово отснятый материал) был зациклен, и для того чтобы с ним было удобно работать, важно каждый раз после занятия чистить карту памяти или создавать в ней отдельные папки, в которых будут находиться кадры для разных мультфильмов.Если все отснятые кадры будут храниться в отдельной папке, то с помощью кнопки «Показ по кадрам и непрерывно» можно отсматривать готовый мультипликат. Обычно такая кнопка есть на всех бюджетных цифровых камерах.

Устанавливаем штатив, ставим фотоаппарат
Штатив не должен быть выше ребенка. Выбирайте такой, с которым детям будет удобно работать:- небольшой;
- легкий;
- устойчивый;
- со съемной площадкой для фотоаппарата.
Когда готовимся к съёмкам, мы устанавливаем штатив таким образом, чтобы одна из трех ножек образовала острый угол со столом. Для этого ее нужно вытянуть и сделать немного длиннее остальных.
Площадку регулируем так, чтобы установить фотоаппарат строго перпендикулярно столу или полу — это нужно для качественной съёмки. Камера при этом должна быть направлена на съемочную поверхность — стол, пол и т.п.
Совет: для того чтобы штатив был устойчивым, закрепите длинную ножку пластилином Jovi — он надежно зафиксирует конструкцию на парте и без следов сотрется с поверхностей.
С какими классами целесообразно начинать снимать мультфильмы?
«Нет разницы. Какой класс ведете, с тем и начинайте. Важно другое — ваши взаимоотношения с классом. Когда вы представляете ученикам новый формат, готовы ли они работать с этим направлением? Насколько хорош ваш контакт с детьми? Если учитель дистанцирован, не может найти общий язык с ребятами, ему будет сложно показать им другой вид работы. Но если класс вас понимает, перенимает тот вид деятельности, который вы предлагаете, возраст неважен. Если дети слышат учителя, они естественным образом принимают те инструменты, которыми делится с ними учитель.
Но сначала, конечно же, учитель сам должен прожить новый опыт. Создать мультфильм — значит быть на шаг впереди. Снимите несколько зарисовок, которые относятся к каким-то темам вашего предмета. Покажите их классу, задайте детям вопросы по ним.
Мультфильм хорош тем, что он является моделью знаний. Ведь в учебном процессе мы постоянно оперируем моделями».
Организация учебного пространства
В классе (неважно, в современном здании школы мы находимся, или в традиционном, типовом), пространство условно делится на зоны:- Зона, где работают ученики (зона съёмки). Здесь группа ребят собирает свой макет, придумывает, как будет составлен мультипликат и в какой последовательности будут проигрываться кадры, работает над созданием будущего мультика.
- Зона материалов (расходников). Здесь все группы из класса могут набирать необходимые ресурсы: бумагу, пластилин, канцелярские принадлежности.
- Зона просмотра и обсуждения.
Важно, чтобы в самом начале занятия каждая группа (а иногда это может быть даже отдельный ученик) продумала сценарий, фон, героев (если они есть). После обсуждения ребята собирают макет, вырезают, наклеивают, создают заготовки. А уже потом начинают работать с фотокамерой.
Для того чтобы занятие прошло гармонично, и дети раньше времени не брались за фотоаппарат и установку штатива, можно сосредоточить все фотокамеры, например, на учительском столе. Это поможет ученикам не «перепрыгивать» через важные этапы создания мультфильма. Затем ребята могут установить камеру и штатив, выбрать удобное место для съёмки. Это может быть не только их рабочий стол, но и пол, и другая зона — здесь возможны перемещения, и это нормально.
А зону с расходными материалами и канцелярией можно расположить в конце класса (если у вас типовой кабинет) — в шкафчиках или на последних партах.
И, конечно же, некоторые парты наверняка нужно будет сдвинуть — детям так будет проще наладить работу в группе.
Еще один нюанс: непосредственно перед съёмкой, когда макеты готовы, ребят нужно попросить убрать беспорядок, выбросить мусор и отнести на место все расходные материалы, оставшиеся после создания заготовок, чтобы отснять кадры для мультипликата можно было в свободном и чистом пространстве.
Кстати, не бойтесь творческого беспорядка на столах, пока дети воплощают свои идеи в жизнь. Процесс создания мультфильма «затягивает», ребята могут не обращать внимания не только на беспорядок, но и не следить за тишиной — разговаривать громче, чем обычно. Это тоже допустимо для такого формата урока. Тут затрагивается важный аспект подростковой психологии — коммуникация. Так что подготовьтесь к тому, что в классе будет стоять гул.
Совет: разбейте класс максимум на 5 групп — за большим количеством будет сложнее следить во время проведения съёмок. А если в классе много учеников и групп получится намного больше, то оставьте только одну фотокамеру со штативом, чтобы ребята проводили съёмки по очереди. Иногда одна зона для съёмки даже более удобна, чем несколько съёмочных площадок для каждой группы.
Техники съёмки
В образовательной мультипликации есть множество техник. Сначала каждую из них должен освоить учитель, а потом можно показать их детям. Так с какой лучше начать?Техника «Фазованное движение. Перекладка»
Фазованное движение — это вид мультипликации, когда нужно передать процесс, который происходит незапланированно. Например, таким образом можно передать пламя свечи. Можно делать простую перекладку и получить вполне естественный результат. В этой технике можно использовать любые материалы: бумагу, пластилин, сочетания.Совет: самое минимальное время, за которое мы можем понять, что происходит на экране, — 10 секунд. А средняя скорость листания кадров — 6 в секунду. То есть необходимо совершить всего не меньше 60 кадров — это и будет мультфильм. Можно чуть больше или чуть меньше — это не критично.

Что еще важно?
Сохранить мультики для использования другими детьми. Тут поможет облачное хранилище. Создайте QR-код со ссылкой на облако, где хранятся мультфильмы, распечатайте и разместите его в кабинете, перед входом в класс или на специальном стенде, чтобы все участники образовательного процесса смогли увидеть мультипликацию. Наверняка так вы вдохновите кого-то на создание собственных мультфильмов!Совет: первый мультфильм детям лучше создавать на ту тему, которую они хорошо знают. Уверенность в знаниях очень важна, когда класс начинает осваивать новый вид деятельности.
#ADVERTISING_INSERT#