Статьи
Психология и педагогика
Дидактическая мультипликация. Часть 1. Мультфильм как ответ на учебный вопрос
Наталья Арнаутова, старший преподаватель кафедры Информационных технологий в образовании института детства МПГУ, ответит на вопрос о том, что такое дидактическая мультипликация, почему так важно применять ее именно на уроках, а не во внеурочных занятиях, и как такая форма учебной деятельности может наладить контакт между учителем и учеником.
28 января 2020
Поговорим не о готовых мультфильмах, которые сделаны профессионалами, а о коротких мультипликационных роликах, созданных учениками и учителем в процессе урока.
Процесс создания мультфильма должен быть организован и реализован до конца именно на уроке. Оборудование: штатив; фотоаппарат простой цифровой; расходные материалы — бумага цветная, пластилин и прочее (все зависит от фантазии — вашей и учеников); шнуры (вход-выход и удлинитель видеошнура); проектор с экраном.
Еще очень важно уметь помогать детям. Кстати, ученикам иногда проще задавать вопросы в процессе создания мультфильма. Они спрашивают о каких-то технических тонкостях, при этом стирается определенный барьер между учителем и учеником. И на фоне таких ситуаций ребенку становится проще: он охотнее задает учителю вопросы, связанные непосредственно с предметом. Находясь в одном мультипликационном поле, вы общаетесь с учеником на равных.
Совет: можно попробовать подключить смартфон к ноутбуку, но это занимает много времени. Проще всего подвести простую цифровую «мыльницу» к экрану телевизора, компьютера с помощью специального провода с usb-разъемом, который обычно есть в комплекте с фотоаппаратом.
Современный урок вынуждает нас использовать и внедрять современные технологии. Учителя подвергли ревизии те средства, с помощью которых они учат детей. Они стали искать что-то новое. Мультфильм в этом смысле — отличный инструмент!
Когда с классом будете снимать мультфильм, то обязательно найдете какие-то пробелы, дыры, неточности. Как, например, ребята, которые сняли мультфильм «Дыхание рыбы», но только потом поняли, что забыли про участие в дыхательном процессе жабр.
Рекомендуем всем учителям осваивать новую технологию и начать искать эти потаенные места!
Совет: снимайте мультфильмы, изучайте техники и технологии съёмки, узнавайте методики своего предмета и обязательно повторите педагогическую психологию.
Дидактический мультфильм — это еще один учебный инструмент, который должен помочь ученикам, развить у них интерес к предмету, оживить тех, кто обычно не очень активен. И не думайте, что техника для создания мультфильма должна быть дорогой.
Мы уже говорили: обычной цифровой «мыльницы» будет достаточно. На уроках, когда учитель объясняет новый материал, он рисует на доске, чертит схемы, делает пометки. Но ведь это не значит, что он создает шедевры мировой живописи? И мультфильм — это такой же черновик, расходный материал. Иногда он получается лучше, иногда хуже, и это нормально.
освоенных в раннем периоде развития» (рисование, вырезание, лепка и т.п.).
Чтобы подключился внутренний ресурс, человек должен попасть в состояние
расслабленности, контролируемой комфортности (а не в транс!). В применении съёмки как инструмента обучения имеется то, что этому способствует — срабатывает перенесение акцента с «единственной правильности» на «разрешенную вариативность». Плюс ко всему появляется возможность выражать мысли «не по-школьному».
Это хороший метод для тех учеников, которые испытывают стресс, когда начинают выражать мысли устно и письменно. Мультипликация — комфортная среда, в ней любой ученик чувствует себя уверенно, в отличие от простых выступлений «с места» или у доски.
Совет: если вы видите, что ученики из года в год плохо усваивают одни и те же темы, то мультфильмы стоит снимать как раз на эти темы.
другого метода. Учителю надо понимать и помнить, что задачи на съёмку мультфильма — это всегда «задачи открытого типа», то есть задачи со множественностью правильных
решений. Это очень роднит их с жизненными ситуациями.
Первое открытие — изменяться может практически всё. И материальные объекты, и «живущие в нашей голове». Знание мультипликационных технологий поможет учителю создать правильное задание, бьющее прямо в цель — в осознанное понимание учебного материала.
Второе. Есть и ещё развитие этого направления. Хорошо физикам — у них много разных способов деятельности! А как создать лабораторную работу по «нелабораторному предмету»? Правильно поставленная задача на съёмку мультипликационного этюда! Учитель думает: какой навык надо потренировать? как это происходит? И, если сам учитель умеет снимать мультфильмы, он обязательно находит решение, ставит задачу и получает способ создать тренинговые ситуации для ученика: «Сними мультфильм для проведения устного счёта», «Создай инструкцию, объясняющую, как выполнить эксперимент», «Преврати слова (подставьте любой язык или термины истории, обществознания, литературы, географии и так далее) в соответствующие образы», «Создай мультфильм по предложенным (любой предмет, можно учитывать особенности) МультиПрописям».
В старшем дошкольном возрасте — прекрасный способ научения решению коллективной творческой задачи. Для детей с аутизмом — способ обучиться приемам создания и понимания символов, контакту и самовыражению. Все особенности и преимущества коллективной работы в съёмке востребованы и обоснованы.
Мультфильм — это уже иная, трансформированная целостность. У нас есть инструмент для работы со своими представлениями и, одновременно, для исследования своего внутреннего мира.
Что важно понимать и уметь учителю?
Мы проводили курсы повышения квалификации учителей, где рассказывали про создание мультфильмов и использование их в процессе обучения. Но результаты не оправдывали ожиданий: учителя мало применяли этот метод в практике и пользовались им только во время внеурочной деятельности. С тех пор прошло несколько лет, и со временем стало понятно, как наладить мультипликационный процесс и естественным образом внедрить этот инструмент в занятие.Процесс создания мультфильма должен быть организован и реализован до конца именно на уроке. Оборудование: штатив; фотоаппарат простой цифровой; расходные материалы — бумага цветная, пластилин и прочее (все зависит от фантазии — вашей и учеников); шнуры (вход-выход и удлинитель видеошнура); проектор с экраном.
«Преподаватель обязательно должен уметь сам снимать ролики. Только так он сможет объяснить детям, как создавать мультфильмы. Учитель не должен стать профессиональным мультипликатором, ему не обязательно гнаться за участием в конкурсах, ему просто важно быть на шаг впереди, знать какие-то приемы съемки, хитрости».
Еще очень важно уметь помогать детям. Кстати, ученикам иногда проще задавать вопросы в процессе создания мультфильма. Они спрашивают о каких-то технических тонкостях, при этом стирается определенный барьер между учителем и учеником. И на фоне таких ситуаций ребенку становится проще: он охотнее задает учителю вопросы, связанные непосредственно с предметом. Находясь в одном мультипликационном поле, вы общаетесь с учеником на равных.
Совет: можно попробовать подключить смартфон к ноутбуку, но это занимает много времени. Проще всего подвести простую цифровую «мыльницу» к экрану телевизора, компьютера с помощью специального провода с usb-разъемом, который обычно есть в комплекте с фотоаппаратом.
Мультфильм на уроке — это разрушение аксиом формального знания
Многие преподаватели спрашивают: где же научиться мультипликации. У нас, например, есть очные курсы. Возможно, скоро появятся и дистанционные. В интернете можно найти немало онлайн-курсов. А еще есть прекрасный ресурс «Азбука мультипликации».Современный урок вынуждает нас использовать и внедрять современные технологии. Учителя подвергли ревизии те средства, с помощью которых они учат детей. Они стали искать что-то новое. Мультфильм в этом смысле — отличный инструмент!
«Попробуйте начать снимать мультфильм — это перестраивает мышление. Вы на все посмотрите по-другому».
Когда с классом будете снимать мультфильм, то обязательно найдете какие-то пробелы, дыры, неточности. Как, например, ребята, которые сняли мультфильм «Дыхание рыбы», но только потом поняли, что забыли про участие в дыхательном процессе жабр.
Рекомендуем всем учителям осваивать новую технологию и начать искать эти потаенные места!
Совет: снимайте мультфильмы, изучайте техники и технологии съёмки, узнавайте методики своего предмета и обязательно повторите педагогическую психологию.
Главные ошибки при создании дидактических мультфильмов
У многих учителей есть ошибочное представление: если это мультфильм, значит с ним надо идти на конкурс. Но не гонитесь за спецэффектами и красотой. Вы не претендуете на премию «Оскар», а потому не стоит растягивать процесс на месяцы.Дидактический мультфильм — это еще один учебный инструмент, который должен помочь ученикам, развить у них интерес к предмету, оживить тех, кто обычно не очень активен. И не думайте, что техника для создания мультфильма должна быть дорогой.
Мы уже говорили: обычной цифровой «мыльницы» будет достаточно. На уроках, когда учитель объясняет новый материал, он рисует на доске, чертит схемы, делает пометки. Но ведь это не значит, что он создает шедевры мировой живописи? И мультфильм — это такой же черновик, расходный материал. Иногда он получается лучше, иногда хуже, и это нормально.
Сильные стороны дидактической мультипликации
Подключение ресурса ученика для ответа
Снимается стресс, включается фантазия, активизируется визуализация и житейская ситуация реальности, происходит опора на «твердые навыки простых действий,освоенных в раннем периоде развития» (рисование, вырезание, лепка и т.п.).
Чтобы подключился внутренний ресурс, человек должен попасть в состояние
расслабленности, контролируемой комфортности (а не в транс!). В применении съёмки как инструмента обучения имеется то, что этому способствует — срабатывает перенесение акцента с «единственной правильности» на «разрешенную вариативность». Плюс ко всему появляется возможность выражать мысли «не по-школьному».
Это хороший метод для тех учеников, которые испытывают стресс, когда начинают выражать мысли устно и письменно. Мультипликация — комфортная среда, в ней любой ученик чувствует себя уверенно, в отличие от простых выступлений «с места» или у доски.
Совет: если вы видите, что ученики из года в год плохо усваивают одни и те же темы, то мультфильмы стоит снимать как раз на эти темы.
Сочетание аналитического метода и метода прозрений в решении задач
Нестандартный способ мышления обеспечивается востребованностью и того, идругого метода. Учителю надо понимать и помнить, что задачи на съёмку мультфильма — это всегда «задачи открытого типа», то есть задачи со множественностью правильных
решений. Это очень роднит их с жизненными ситуациями.
Возможность изучать и исследовать восприятие и узнать на опыте, что есть «ошибки восприятия»
Мультипликационная среда способствует развитию критического мышления. Мультфильм — это движение. В более широком понимании — «изменения шаг за шагом». Стараясь снять мультфильм, мы исследуем область того, что и как может изменяться.Первое открытие — изменяться может практически всё. И материальные объекты, и «живущие в нашей голове». Знание мультипликационных технологий поможет учителю создать правильное задание, бьющее прямо в цель — в осознанное понимание учебного материала.
Мультфильм как состояние тренинга
Первое. Все особенности, которые мы сегодня обсуждаем, работают не последовательно и линейно, а одномоментно. И, повторяясь раз за разом, формируют тренинг когнитивных способностей ученика.Второе. Есть и ещё развитие этого направления. Хорошо физикам — у них много разных способов деятельности! А как создать лабораторную работу по «нелабораторному предмету»? Правильно поставленная задача на съёмку мультипликационного этюда! Учитель думает: какой навык надо потренировать? как это происходит? И, если сам учитель умеет снимать мультфильмы, он обязательно находит решение, ставит задачу и получает способ создать тренинговые ситуации для ученика: «Сними мультфильм для проведения устного счёта», «Создай инструкцию, объясняющую, как выполнить эксперимент», «Преврати слова (подставьте любой язык или термины истории, обществознания, литературы, географии и так далее) в соответствующие образы», «Создай мультфильм по предложенным (любой предмет, можно учитывать особенности) МультиПрописям».

Мультфильм — повод к взаимодействию и безопасный выход из зоны комфорта
Процесс создания мультфильма так устроен, что трудоемкость выполнения может быть распределена между игроками команды и сведена к минимуму. Это поле конструктивного взаимодействия. Недаром мультипликация — «умножение». В данном случае — умножение усилий.В старшем дошкольном возрасте — прекрасный способ научения решению коллективной творческой задачи. Для детей с аутизмом — способ обучиться приемам создания и понимания символов, контакту и самовыражению. Все особенности и преимущества коллективной работы в съёмке востребованы и обоснованы.
Особенность — в сочетании особенностей
Рефлексия, техническое, синтезирующее мышление, системное мышление, креативное мышление. Конечно, мультфильм из арсенала творческих задач. Однако, мультфильм так устроен, что он задействует и нашу фантазию, и нашу логику. В момент ответа на поставленный вопрос мы создаем внутри себя некоторую целостность. Затем мы вынуждены её разбить на фазы для передачи движения.Мультфильм — это уже иная, трансформированная целостность. У нас есть инструмент для работы со своими представлениями и, одновременно, для исследования своего внутреннего мира.
Мультфильм — больше, чем игра. Геймификация образования
Является ли мультфильм игрой? В чистом виде — нет. Однако он обладает всеми сильными сторонами игровой деятельности. Включение эмоциональной сферы человека в момент обучения дает максимальный результат. Мультфильм — больше, чем игра. Игра там, внутри мультфильма. Там, внутри, та самая смоделированная реальность, и моделирует её ученик.«Размышляя о том, самодельная мультипликация — это игра в создание мультфильма или всё по-настоящему, я прихожу к такому ответу: это настоящая работа по получению мультипликационных этюдов».
Мультфильм — повод стать понятным другому и развить это качество
Скорость мелькания статических картинок — примерно 6 в секунду. Задача — донести смысл. Требование не применять в визуальном ряду слова — ничего не писать, всё — только через образы. Через смещение акцента приходим сразу к отработке понятного смыслового самовыражения, причем у нас в руках инструмент — мы сделали и сразу посмотрели — а нам-то понятно самим, мы точно это хотели передать?Интеграция в урок и оценивание
Разные этапы урока и как сформулировать вопрос
- Материал изучен и требуется проверка основательности понимания;
- Материал ещё не изучен, только предстоит с ним знакомиться;
- Материал недавно разобран и находится в процессе освоения.
Требования к учителю
- Знать методику своего предмета и, снимая самому мультфильмы, находить тонкие места в понимании, совершенствовать и подвергать проверке свои собственные знания.
- Знать основы педагогической психологии, разбираться в том, каковы особенности когнитивных процессов.
- Смотреть на приёмы мультипликации как на ресурс для развития своей методической гибкости.
- Выработка экспертной оценки мультипликационных ответов учеников.