День родного языка
Цель мероприятия: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях; воспитывать умение работать в группах, воспитывать любовь к родному языку.
Задачи мероприятия: формировать умения применять полученные знания на практике; воспитание чувства гордости за русское культурное наследие; развитие творческих способностей учащихся; воспитание общей культуры.
Форма организации деятельности детей: викторина.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Международному Дню родного языка.
Международный День родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Может быть, Вам знакома эта история. Но, право, стоит задуматься над ее смыслом еще раз: «Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».
Послал хозяин Эзопа на базар.
Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинул ее, под ней – язык.
– Эзоп, причем здесь это? – недоумевают гости.
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
– Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
– Эзоп! Ты опять же принес язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Вопросы и задания.
- Согласны ли Вы с тем, что язык – самое прекрасное, что есть на свете, но одновременно и самое ужасное?
- В каком значении употреблено слово «язык» в этой притче? Являются ли слова «речь» и «слово» синонимами к слову «язык» в этом тексте?
Язык возник у человечества много тысячелетий назад. Он развивался и постепенно совершенствовался вместе с человечеством.
Первый ученик: «Нам дали во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? – спрашивает чудесный наш писатель Константин Паустовский. – По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку…»
Второй ученик: В разгар Первой мировой войны, в январе 1915 года, Иван Бунин написал в Москве удивительное стихотворение «Слово»:
«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь».
Третий ученик читает отрывок из стихотворения В. Брюсова «Родной язык».
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей – отзвук твой!...
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Но, побежден иль победитель
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
Учитель: А теперь начинаем нашу викторину, посвященную Дню родного языка. Учащиеся делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает капитана. За правильный ответ команда получает один балл.
Начнём нашу викторину с разминки.
- Откуда пришли такие выражения, как «телячий восторг», «проглотить пилюлю», «играть роль», «привести к одному знаменателю», «тяжелая артиллерия», «по щучьему веленью», «а воз и ныне там».
- Назовите пять «крылатых фраз» из басен Крылова.
- Укажите названия литературных произведений, ставших крылатыми.
- Отгадайте загадку: Какая игла не тонет в море?
- Замените одним словом «надуть губы», «клевать носом».
- Подумайте и ответьте на вопросы: «По чему летают самолеты?», «От чего утки плавают?».
А теперь перейдем к основным заданиям.
- Что означает слово «апогей»? (высшая точка, высшая степень чего-либо)
- Что означает слово «фиаско»? (поражение)
- Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
– «геликоптер» (вертолет);
– «голкипер» (вратарь);
– «шофер» (водитель). - Есть индеец и индус, перепутать их боюсь. Мой вопрос сейчас таков: кто с каких есть берегов? (индеец – из Америки, индус – из Индии)
- В каком слове есть только твердые согласные:
– «мел»;
– «лось»;
– «тема»;
– «матч»;
– «можешь»? (можешь) - В каком слове количество букв и звуков совпадает:
– «мать»;
– «беречь»;
– «боюсь»
– «вернешься»;
– «ясли»? (боюсь) - В каком слове ударение падает на первый слог:
– «цемент»;
– «портфель»;
– «хвоя»;
– «дневник»;
– «фарфор»? (хвоя) - Какое сочетание слов не является словосочетанием:
– «кончить дело»;
– «чудесный день»;
– «солнечный день»;
– «красный и синий»;
– «вдали от родины»? (красный и синий) - В каком словосочетании неправильно определено главное слово:
– «каждую ночь» (главное слово – ночь);
– «стук яблок» (главное слово – яблок);
– «разбудил нас» (главное слово – разбудил);
– «завален удочками» (главное слово – завален);
– «бесчисленные озера» (главное слово – озера)? («стук яблок»; главное слово – стук) - Какое из приведенных слов не является однокоренным для слова «гора»?
– «горный»;
– «горе»;
– «пригорок»;
– «гористый»;
– «горняки»? (горе) - Какая пара слов не является синонимами:
– «метель – пурга»;
– «зной – жара»;
– «дорожка – тропинка»;
– «алфавит – чистописание»;
– «бежать – мчаться»? (алфавит – чистописание) - В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения:
– «Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника»;
– «Белеет парус одинокий в тумане неба голубом»;
– «Хмуро тянется непогожий день»? («Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника») - Прочитайте, что написано
Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
К
Й
Г
А
И
Ы
И
О
Н
Б
З
Ч
М
Е
Ю
Я
У
Ш
Т
Л
(Любите наш могучий язык!)
У
А
Р
Н
О
К
М
Г
З
Р
И
М
Й
О
О
Т
А
А
Ш
Х
(Хорошо знай грамматику!)
- Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?
(Буква О) - Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука?
(Ъ, Ь) - Написать под каждой буквой данного слова по 2 трехбуквенных слова (существительных нарицательных).
- Как превратить существительное даль, меч, руль в глагол?
(Поставить их во множественном числе) - Есть ли окончание в слове «весной» в предложении: «Весной вся природа пробуждается ото сна».
(Окончания нет; это слово является наречием) - Какое слово имеет корень такой же, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставку ту же, что и в слове расход? (Рассказчик)
- Что это за слово? Корень его находится в слове преподносить, приставка – в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый)
К |
О |
Н |
К |
У |
Р |
С |
Кот |
око |
нос |
куб |
ухо |
рот |
сок |
Ком |
ось |
нюх |
кит |
уют |
рис |
сад |
Подведение итогов викторины.
Учитель: А теперь прозвучит стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы в переводе Вл. Липко «Выучи русский язык».
Читает ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница.
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещет зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен –
Выучи русский язык!
Учитель: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», – писал А.И. Куприн. К этому замечательному высказыванию можно добавить слова К.Г. Паустовского, который писал, что «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». В заключение хочу пожелать вам, ребята, всегда следовать советам наших великих писателей и бережно относиться к родному языку.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.