День Победы: я помню, я горжусь!
Цель:
- актуализовать память учащихся о Великой Отечественной войне;
- развивать мышление, навыки сравнения, анализа и синтеза, правильного оформления собственного мнения, его аргументации;
- прививать патриотизм, уважение к ветеранам и всем, павшим в боях, к их подвигу.
Задачи:
- прививать интерес к истории родной страны;
- влиять на эмоциональную сферу учащихся, прививать эмпатию, умение понимать и сочувствовать;
- воспитание патриотизма, гордости за свою страну, ее историю и мужества ее народа;
- прививать человечность, милосердие, гуманность, отзывчивость;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- прививать уважение к ветеранам войны, их подвигу, к вкладу каждого из них в победу и мирное небо;
- воспитывать неприязнь, неприятие и понимание фальши некоторых молодежных движений и групп, таких как скинхетов и т.п.
Оборудование: отрывки из художественного фильма режиссера А.Малюкова "Мы из будущего", отрывок фильма «На игре»; мультимедийная установка, иллюстрации военных действий, слайды с вопросами беседы, таблица на доске для заполнения, листочки для заполнения впечатлений, таблица на доске «Наше путешествие в прошлое. Мы благодарны за…Мы будем…», музыкальный фон для чтения стихотворений, стихотворения А.Ахматовой, А.Фролова.
Тип: классный час.
Методы и приёмы: беседа и задания, опирающиеся на просмотр отдельных эпизодов фильма "Мы из будущего", эпизода из фильма «На игре»; слово учителя, заполнение таблицы, написание отзыва;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Подведение к теме и цели занятия
Задание: прочитайте эпиграф, взятый из книги В.А.Сухомлинского «Рождение гражданина». Подумайте и выскажите свое мнение, о чем мы будем сегодня говорить. Как вы думаете, почему «моральные поучения – не абстрактные мысли»? Почему бесполезны моральные поучения, не пропущенные через себя и не прочувствованные всей душой?
Наш долг, образно говоря, привести … (человека) на поле, где бы он мог увидеть врага, загореться желанием вступить с ним в поединок, познать самого себя, пережить, выстрадать ... свои убеждения и свою убежденность.
Моральные поучения … не абстрактные вещи, а истины, касающиеся непосредственно его самого … мысль – результат не заучивания истин, а столкновения идей, борьбы идеологий!».
В.А.Сухомлинский
3. Ознакомление с темой, формулировка цели
– Посмотрите на доску и тему классного часа. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и почему?
4. Основная часть
Учитель:
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя, и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
Это стихотворение А.Ахматовой возвращает нас к событиям Великой Отечественной войны. Эта война оставила глубокие незаживающие раны в душах тех, кто воевал, кто потерял в этой войне своих близких. Чувство безмерной любви к Отечеству вело наших бойцов к победе, и память о них жива…
Сегодня мы познакомимся с некоторыми эпизодами фильма режиссера А.Малюкова «Мы из будущего», который рассказывает нам о некоторых событиях войны и о тех, кто воевал и погиб в боях за Родину.
Задание: Просмотрите отрывок из фильма «На игре» и скажите, что означает фраза «Я – минус»? Почему говорят так? Страшно ли это – быть «минус» в игре? Поправимо ли? Многие из вас играют в компьютерные игры, будьте готовы после просмотра эпизода заполнить таблицу на доске. (Маленький отрывок из фильма «На игре», где герои в составе команды участвуют в соревновании или же просто беседа о компьютерных играх типа шутеров (на выбор)).
Обсуждение, заполнение таблицы (подчеркнутым выделено то, что заполняется в процессе беседы с детьми):
Война в:
|
– игре |
– жизни |
Мои жизни |
Много |
Одна |
Мои эмоции |
Радость, азарт, увлечение, желание играть подольше |
Страх, боль, жестокость, ненависть, боль, отчаяние, желание что-то изменить, прекратить даже огромной ценой, желание защитить родных, близких, свою страну. |
Я сражаюсь потому, что… |
Это весело, можно хорошо провести время с друзьями |
Хочу защитить свою страну и свой народ, своих близких |
Задание: Просмотрите отрывки из фильма. Каково отношение главных героев к событиям Великой Отечественной войны? Как вы думаете, почему так? Осознают и воспринимают ли они сейчас события Великой Отечественной войны как реальную жизнь, или как игру? Аргументируйте свой ответ.
(Демонстрация отрывка из фильма, где главные герои находятся на раскопках: разговор с Черепом о причинах поездки на раскопки, эпизод, где они находят блиндаж, встреча со старушкой).
Вопросы беседы:
- Вспомните, какое увлечение привело юношей в блиндаж, сохранившийся с военного времени?
- Какие вещи они находят в блиндаже? Чем они им интересны?
- Какую информацию содержит найденное письмо?
- Какие чувства вызывают у них находки?
- Какие чувства вызвали у юношей слова старушки: «Надо солдатиков-то похоронить… у меня тут сын пропал…»?
Ответы учеников.
Слово учителя: Мы видим, что кто-то из героев чтит память павших за Родину, а кто-то пренебрегает этим и считает ненужным в жизни помнить о тех, благодаря кому молодое поколение имеет такую возможность – жить на этой земле свободными людьми в независимой стране.
Просмотр эпизода, в котором главные герои впервые попадают на поле боя, эпизода разговора после боя, где они выясняют, какой сейчас год, отрывка, где говорят, что скоро наступление будет и что же делать тогда.
Задание: Просмотрите следующий эпизод и подумайте, как изменилось мировоззрение молодых людей после участия в реальном бою в рядах Красной армии.
Вопросы для беседы:
- Как вы отнесетесь к словам юношей: «Сваливать надо скорей!»
- Почему из их же уст мы слышим: «А Родину защищать кто будет?» Что изменилось в их восприятии войны? Почему?
- Что испытывают ребята, впервые столкнувшись с реальными условиями боя? Как они себя ведут в бою?
- Как вы думаете, их чувства естественны?
- Как вы относитесь к тому, что они испугались и струсили?
- Первые ранения… Какие чувства охватывают их?
- Как вы думаете, это нормальное состояние для человека, первый раз оказавшегося в бою?
- Почему Ниночка, не испытывая чувства страха, ползет к раненым под пулями?
- После пребывания на линии фронта всего полдня, герои говорят, что клички здесь не уместны. Как вы думаете, почему?
Просмотри эпизода, где они копают могилу погибшим.
– Скажите, как вы думаете, как теперь относятся герои фильма к погибшим в боях? Их могилам? Почему?
Просмотр встречи с мамой раненого лейтенанта в 1942, той самой, что просила их узнать что-нибудь о ее сыне уже в 21 веке спустя много лет.
Задание: просмотрите следующий эпизод и выясните, какой урок он преподносит нашим героям.
Обсуждение. Выводы.
Просмотр эпизода о разведке. Эпизода, где рассматривают награды старшины. Эпизода, где находят Дмитрия Соколова.
Задание: ознакомьтесь со следующими отрывками.
– Почему старшина и Дмитрий Соколов жертвуют своими жизнями? Как это повлияло на отношение ребят к цене победы?
Вопросы для беседы:
- Как проявили себя в разведке наши герои?
- Изменилось ли мироощущение юношей после разговора с Димой Соколовым о будущем? Почему?
Просмотр отрывка о возвращении героев в 21 век.
Задание: просмотрите эпизод и подумайте, чему научило юношей путешествие в прошлое? Было ли оно для них полезным?
Вопросы для беседы:
- Достойно ли теперь поведение главных героев фильма памяти павших в боях за Отечество? Изменилось ли их отношение к ветеранам и павшим в бою, их подвигу в Великой Отечественной войне? Почему?
- Как вы думаете, проявляют ли теперь юноши патриотизм? Почему?
- Почему Череп сразу же стал выводить свастику на плече? О чем это нам говорит? Изменилось ли отношение героев к скинхетам и другим подобным молодежным субкультурам? Почему?
- Чему научило юношей путешествие в прошлое? Было ли оно для них полезным?
- Что мы можем делать, чтобы всегда быть достойными подвига павших за Отечество, проявлять нашу благодарность за жизнь и мирное небо над головой?
- Каким образом каждый из нас может выражать благодарность ветеранам не только словом, но и делом?
Давайте подумаем и каждый на листочке бумаги заполнит и прикрепит к нашей табличке: «Наше путешествие в прошлое. Мы благодарны за… Мы будем…».
5. Рефлексия (Зачитываем некоторые записи учащихся).
6. Подведение итогов
Учитель: Как теперь Вы понимаете слова В.А.Сухомлинского?
«…Наш долг, образно говоря, привести … (человека) на поле, где бы он мог увидеть врага, загореться желанием вступить с ним в поединок, познать самого себя, пережить, выстрадать ... свои убеждения и свою убежденность.
Моральные поучения … не абстрактные вещи, а истины, касающиеся непосредственно его самого … мысль – результат не заучивания истин, а столкновения идей, борьбы идеологий!»
В.А.Сухомлинский «Рождение гражданина»
7. Эпилог
Чтение учащимся стихотворения Александра ФРОЛОВА
Ушла война. Осталась память.
И опаленные сердца.
И похоронок злая наледь,
И чьи-то дети без отца:
И мать – старушка ждать устала
пропавших без вести сынов,
И скорбь морщины протоптала
На лицах поседевших вдов.
Ушли сраженья, канув в Лету.
Потерь не знавшим не понять,
Что кто-то письма шлет по свету,
Родных, надеясь отыскать.
И в безысходном горе где-то
Заплачет траурная медь.
И заберет в себя планета
От старых ран принявших смерть.
И где-то там, за перелеском,
Свой долг исполнивший уже,
Заснул солдат под обелиском
В своем последнем блиндаже.
А сколько рядом их со мною
Таких родных, живых солдат!
Виски окрашены войною,
И полный перечень наград.
За ваше мужество в бою,
За вашу боль, за ваши раны,
За жизнь счастливую мою -
Земной поклон вам, ветераны!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.