Сценарий конкурса на День народного единства: «Моя Россия»
Цели:
- ознакомление обучающихся с историей праздника “День народного единства”;
- воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости, сопричастности и интереса к истории страны;
- воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с историческими корнями праздника;
- развивать умения обучающихся анализировать и обобщать пройденный материал;
- способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;
- воспитывать чувство гордости от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход классного часа
I. Орг. Момент
(1 слайд)
Объявление темы и цели урока.
II. Вступительное слово преподавателя.
(2 слайд)
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех собравшихся на единый классный час, посвященный Дню народного единства. На котором вы ознакомитесь с историей этого праздника, с героями народного ополчения 1611-1612 гг., взрастите в себе чувство гордости за свою Родину и ее историческое прошлое и, надеюсь, станете настоящими патриотами своей страны, способными объединиться в любой момент для ее защиты, как это сделали наши предки. А т. к. День народного единства– это государственный праздник, прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.
ГИМН
Вопросы к студентам: Ребята, а что это за праздник? Как вы думаете, что означает название этого праздника? (Могут быть предложены свои варианты ответов). Не все знают историю этого праздника. Сегодня нам и предстоит ознакомиться с его истоками.
Итак,
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. Какой бы трагичной она не была. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость.
(3 слайд)
Преподаватель читает стихотворение:
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Слова преподавателя: Но, прежде чем мы окунемся в историю этого праздника, давайте посмотрим видео о красоте и бескрайних просторах нашей Родины.
Видео «Мама, Россия мама!»
После просмотра видео, Люба Ф. читает стихотворение С. Васильева.
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Преподаватель: О чем это стихотворение? (о Родине)
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и просмотр видео? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)
– А теперь ведущие вам расскажут об истории возникновения этого праздника.
Даша: (4 слайд) А теперь давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России со смертью первого русского царя Ивана Грозного в 1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний на рубеже XVI и XVII веков. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали и разоряли государство Русское, а людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды, объединиться и подняться на защиту Отчизны для изгнания с родной земли врагов.
Маргарита прочитает нам стихотворение:
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Даша: (4 слайд) После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. У царя было три сына. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, – неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия.
Люба: (5 слайд) Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
Даша: (6 слайд) И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.
Люба: (7 слайд) В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец – он остался в истории Лжедмитрием I – государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого – ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.
Даша: (8 слайд) Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».
Люба: (9 слайд) А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!
Даша: (10 слайд) Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось – Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец терпению народа.
Люба: (11 слайд) Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.
Даша: (12 слайд) И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.
Люба: (13 слайд) Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.
Даша: (14 слайд) Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.
Люба: (15 слайд) Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Даша: (16 слайд) Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" – "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! – ответил Гермоген. – Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
Люба: Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Даша: (17 слайд) Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.
Люба: (18 слайд) Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Даша: (19 слайд) Но, помимо Минина и Пожарского, поистине национальным героем стал Иван Осипович Сусанин.
В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.
Люба: (20 слайд)Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. (21 слайд) Сына патриарха Филарета – Фёдора Никитича Романова.
Даша: (22 слайд) Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.
Люба: (23 слайд) Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».
Даша: (24 слайд)
А сейчас мы вам хотим предложить инсценировку поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин"
Действующие лица: Чтец, И. Сусанин, Поляки (3 чел).
Поляк (Кирилл): Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, -
Чтец (Даша): Сусанину с сердцем вскричали враги.
Поляк (Дима):
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.
Поляк (Валентин): Куда ты завёл нас?"
Чтец (Даша): лях старый вскричал
Сусанин (Женя):"Туда, куда нужно,
Чтец (Даша): Сусанин сказал
Сусанин (Женя):
Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!
Поляки: "3лодей!"
Чтец (Даша): закричали враги, закипев.
Поляки: "Умрёшь под мечами".
Сусанин (Женя):
"Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь".
Поляки: "Умри же!"
Чтец (Даша):
Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.
Поляк (Кирилл): "Погибни, предатель! Конец твой настал!"
Чтец (Даша):
И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила
Люба: (25, 26 слайд) В честь этого подвига в Костроме и был установлен памятник И. О. Сусанину.
Даша:(27 слайд) В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
(28 слайд) Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
(29 слайд)
Преподаватель: Что такое 4 Ноября? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
Люба: 4 ноября – это день единства всех российских народов;
Даша: 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
Люба: 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
Даша: 4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.
Люба: 4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.
Татьяна прочитает стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
(30 слайд)
IV. Творческий «проект» обучающихся
Слова преподавателя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня «День победы» и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».
Работа в группах (5-7 мин.)
Защита группами своих предложений (2-3 мин.)
Возможные варианты:
- Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.
- Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен).
Песня, которую исполняют студенты.
Викторина (31слайд)
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (переход на викторину при нажатии кнопки Викторина)
- Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
(Речь Посполитая) - Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
(Прокопий Петрович Ляпунов) - Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
(Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город) - Как звали национального героя того времени?
(Иван Осипович Сусанин) - Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
(Ярославль) - Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
(Лжедмитрия II) - В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
(Казанский собор на Красной площади в Москве) - С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
(С воцарением Михаила Романова) - В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
(в 1649 г) - Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
(День народного единства)
В заключение песня. (Гимн молодежи)
Заключительное слово преподавателя: (Слайд) Спасибо всем участникам и гостям нашего урока! С праздником!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.