Что проверяем в корне? Русский язык. 3 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные в корне слова.
Цели урока: Обобщение знаний о написании безударных гласных в корне слова.
Планируемые результаты: выработка умения учащимися применять правила в процессе работы; пополнение словарного запаса в процессе подбора проверочных слов; развитие монологической речи.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Виды используемых ИКТ: презентация, слайд-шоу.
Ход урока
I. Орг.момент (эмоциональный настрой на урок)
II. Сообщение целей урока
Учитель. – Задача урока у нас такова:
Вспомнить, как проверяют в корне слова.
Для этого мы отправляемся в гости. (слайд 1)
Дети читают на слайде текст и выбирают маршрут.
У. – Отправляемся к безударным гласным.
III. Работа по теме урока
Ученик читает стихотворение. (Слайд 2)
Дети, в.сна на дв.ре!
Льдинка на мерзлом .кне
Сказку о милой в.сне
Утром напомнила мне.
У. – Вставьте пропущенные орфограммы, объясните, как проверили правильность написания.
(Ученики подбирают проверочные слова:
В слове весна – весны, безударная гласная е.
В слове дворе – двор, дворик – безударный гласный о.
IV. Чистописание
Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали?
Д. Нет. Гласная и, живут – жизнь, житель.
Гласная а, трава – травы, травушка.
У. Каким образом подбирали проверочные слова?
Д. Двумя способами. Изменил форму слова и образовал новое однокоренное слово. Главное чтобы ударение падало на проверяемую гласную в однокоренном слове.
Гласная я: глядит – взгляд, глянул. (Дети приводят примеры.)
У. Запишите в тетрадях элементы этих букв. Смотрите на образец.
V. Физкультминутка
У. Хороши снежинок стаи,
И сугробы высоки.
Мы раздумывать не стали
И скатали вмиг снежки.
Бросай быстрей!
Давай правей!
Бери левей!
Точней! Левей!
У. пора нам свои места занять.
VI. Самостоятельная работа
У. Мы прибыли в гости к парным согласным.
Прочитайте текст. (слайд 3)
На зеленой хру.кой но.ке
Вырос шарик у доро.ки.
Ре.кий ветер пробежал,
Разлетелся ле.кий шар.
У. – Вставьте пропущенные орфограммы, объясните, как проверили правильность написания.
Д. Согласный звучит правильно, если после него есть гласный звук или сонорные звуки Л, М, Н, Р, Й. (записывают слова в тетрадь)
Хрупкой – хрупок, ножке – ножек, ноженька, у дорожки – дорожек, дороженька, резкий – резок, легкий – легок, легонько. (взаимопроверка в парах)
Сонорные: ложь – ложный.
У. Спишите текст в тетрадь. Подчеркните вставленные парные согласные.
VII. Устная работа
У. Но у нас осталась еще одна дорога.
Вставайте, друзья, пора в путь. Проверяю вашу внимательность.
Итак, если в слове парный согласный звук в корне, руки вверх, если безударный гласный звук, то руки вперед. Готовы?
Смолистый, сладкий, мороз, тянуть, весы, пляж, блестит, пирожки.
У. А теперь за парты сели
И на доску посмотрели: (слайд 4)
Где мы с вами оказались?
Д. У непроизносимых согласных в гостях. В предложении допущены ошибки.
Ужастно интерестно все то, что неизвестно!
Дети выписывают слова, проверяя: ужасно – ужасы, ужасен, интересно – интересы, интересен, неизвестно – вести. После опасной в проверочном слове должна быть гласная.
VIII. Работа в тетради
У. Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадки.
IX. Письмо по памяти
У. Парные согласные подготовили свое задание для вас.
На доске:
Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звездный,
Здравствуйте и поздний.
У. Вы слова внимательно прочтите, запомните. После этого вы запишите слова в тетрадь. Постарайтесь запомнить наибольшее количество слов и написать их без ошибок.
(Дети самостоятельно работают. Далее идет проверка: называют слова, дополняя друг друга)
X. Итог урока
У. ребята, вы должны отгадать и записать буквы, в последнем задании:
Слайд 6.
Парный согласный в слове лук;
Безударный гласный в корне слова столовая;
Сонорный звук в слове крот;
Безударный гласный в корне слова звездочет;
Сонорный звук в слове зубной;
Буква, которая не имеет звука в слове камень;
Получилось слово КОРЕНЬ. Почему именно это слово?
(Дети еще раз перечисляют, какие орфограммы изучены ими в корне слова.)