Чистые вещества и смеси. Химия. 8 класс. Конспект урока
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- образовательные – сформировать понятия чистых веществ и смесей, различия и сходства между ними, выяснить значение, применение различных смесей в природе и жизни человека;
- развивающие – продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе увиденных опытов и прочитанного, самостоятельно работать с учебной литературой, формирование умений распознавать чистые вещества и смеси.
- воспитательные – дальнейшее развитие интереса у учащихся к предмету, воспитание чувства осторожного обращения с различными смесями в быту (природный газ, лекарственные препараты).
Задачи:
- дать понятие чистых веществ;
- понятие смесей;
- классификация чистых веществ и их области применения;
- классификация смесей, области применения;
- самостоятельная работа с учебником.
Литература:
- О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.Дрофа, 2007 г.
- О.С.Габриелян, А.В.Якушова. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. М.Дрофа – 2005 год.
- О.С.Габриелян. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс. М. Дрофа.- 2003 год.
- Ю.В.Ходаков. Неорганическая химия . учебник для 7-8 классов. М. Просвещение 1986 год.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие учащихся
Запись домашнего задания в дневник: обязательное – параграф № 23, вопросы № 1, 2; дополнительное - вопрос № 4 страница 85 и сообщения о смесях в жизни человека.
2. Опрос по теме прошлого урока «Кристаллические решетки»
Письменные задания по уровням: первый уровень – написать определения всех кристаллических решеток, привести примеры веществ с данными решетками (2-3 человека, слабые ученики) ; второй уровень – в списке предложенных формул веществ определить типы кристаллических решеток, дать названия веществам. (2-3 человека).
Пока учащиеся работают письменно, с остальным классом фронтальный опрос (беседа), самых активных можно оценить.
? Назовите частицы находящиеся в узлах металлических кристаллических решеток? (атомы или ионы металлов).
? Перечислите свойства веществ с металлической решеткой (твердость, блеск, упругость, электропроводность, теплопроводность).
? Связь в веществах с металлической кристаллической решеткой? (металлическая).
? Приведите примеры веществ с металлическими решетками (все металлы и их сплавы).
? Назовите частицы, находящиеся в узлах молекулярных кристаллических решеток.(молекулы).
? Свойства веществ с молекулярными решетками (малая твердость, летучесть, низкие температуры плавления).
? Связь в веществах с молекулярными решетками (ковалентная полярная или неполярная).
? Примеры веществ (соляная кислота, вода, сахар, азот, кислород).
? Частицы, находящиеся в узлах атомных кристаллических решеток (атомы).
? Связь в веществах с атомными решетками (прочные ковалентные связи).
? Свойства веществ с атомными кристаллическими решетками (высокие температуры кипения и плавления, прочные, твердые, нелетучие, практически не растворимы).
? Примеры веществ (алмаз, кварц, хрусталь).
? Частицы в узлах ионных кристаллических решеток (ионы – анионы и катионы).
? Свойства веществ с ионными решетками (высокая твердость и прочность, тугоплавкость, нелетучие). Связь в веществах с ионными кристаллическими решетками (ионная).
? Примеры веществ (соли, оксиды).
Материал прошлого урока мы с вами повторили, кто выполнял письменно задания сдают работы!
3. Переход к изучению нового материала
На прошлом уроке мы изучили типы кристаллических решеток и выяснили, что строение вещества можно определить по свойствам, а зная свойства предсказать строение.
И что бы мы не изучали всегда встает вопрос – из чего состоит исследуемый предмет?
Давайте вспомним из чего состоят вещества? (молекул, атомов).
Совершенно верно – вещества состоят из молекул, которые обладают свойствами данного вещества.
Вы знаете, что молекулы одного вещества одинаковы по своим свойствам, а молекулы разных веществ обладают отличными свойствами.
Например: сахар добывают из разных растений (свекла, виноград, тростник), он продается в разных формах (кусковой, рассыпчатый песок, сахарная пудра), но при всем при этом сахар имеет одни и те же свойства (белый, сладкий на вкус, растворим в воде).
А вот вода из разных рек, озер, морей обладает разными свойствами.
Как вы думаете почему? (в воде из разных мест содержаться разные дополнительные вещества – примеси).
Надо еще раз отметить, что всегда одними и теми же свойствами обладают вещества, если они не загрязнены посторонними примесями или содержат их ничтожно малое количество (стотысячные доли). Такие вещества называют чистыми.
Определение записываем в тетрадь.
Чистые вещества – это вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
На практике мы не встречаем совершенно идеально чистых веществ и люди стали пользоваться понятием «степень чистоты вещества»:
- чистые (ч);
- чистые для анализа (чда);
- химически чистые (хч);
- особо чистые (оч);
- спектральночистые (сч).
Чистота веществ сверху вниз возрастает.
ЗАДАНИЕ по таблице « особо чистые вещества» (такую таблицу рисовала сама на ватмане) – расскажите об использовании особо чистых веществ.
В жизни, как правило, мы встречаемся со смесями веществ.
Назовите смеси в природе? (воздух, вода, почва). Правильно.
У смесей есть классификация:
- однородные,
- неоднородные.
Чем же будут отличаться эти смеси друг от друга? (предлагаете высказать гипотезы предположения детей). А давайте попробуем выяснить экспериментальным путем! Проведем опыты.
Опыт № 1
Взболтаем в воде порошок мела. Получили смесь мела с водой, частицы мела при этом видны даже невооруженным глазом.
Хотя не всегда по внешнему виду мы сразу можем определить, что перед нами смесь – всем вам известное молоко – это смесь, хотя мы не видим никаких частиц, а вот если мы рассмотрим под микроскопом, то увидим капельки жира.
Опыт № 2
Растворим в воде сахар. Что видим? Частицы вещества не видимы и даже под микроскопом их будет трудно рассмотреть и определить.
Какой же мы можем сделать вывод, чем будут отличаться однородные смеси от неоднородных? Ответ – в однородных частицы веществ не видны, а в неоднородных частицы можно увидеть невооруженным глазом.
Хорошо, молодцы!
Задание для самостоятельной работы: найдите в учебнике в параграфе 23 (страница 83) определения однородных и неоднородных смесей и запишите в тетрадь.
Состав смесей может быть разнообразным, но свойстваотдельно взятых веществ в смеси сохраняются.
Чтобы убедиться проведем эксперимент, а наблюдения занесем в таблицу (таблица на каждой парте).
Опыт
Отдельно берем порошок серы, отдельно опилки железа ; описываем их свойства. Далее оба порошка смешиваем и описываем свойства этих же веществ в смеси! (описание опыта смотри в учебнике Ходакова 7-8 класс, станица 7-8).
Признаки (физ.свойства) |
Сера (s) |
Железо (Fe) |
Сера + железо |
1. агрегатное состояние |
|
|
|
2. цвет |
|
|
|
3. блеск |
|
|
|
4. намокаемость |
|
|
|
5. намагничиваемость |
|
|
|
6. растворимость в воде |
|
|
|
По результатам (из таблицы) видно, что свойства веществ, входящих в состав смеси остаются такими же, что и у чистых веществ и это можно использовать для разделения смесей.
Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа.
«Анализ» - это разложение на составные части.
4. Закрепление
Из предложенного перечня веществ и смесей выпишите отдельно смеси, отдельно – вещества.
Вещества |
|
смеси |
(Учитель читает слова вразнобой.) Затем учащиеся меняются тетрадями и проходит взаимопроверка по шаблону (правильные ответы заранее записаны на доске).
Подводим итог по уроку: спрашиваем у детей что они узнали нового, чему научились (изучили чистые вещества и смеси, смеси однородные и неоднородные, применение смесей и химического анализа).