Четырёхугольники
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков.
Задачи урока
- Познакомить учащихся со свойствами сторон, углов и диагоналей прямоугольника, квадрата и ромба.
Формировать представления о свойствах фигур на основе исследовательской и практической деятельности учащихся: наблюдения, сравнения, выводов, измерения отрезков, определения видов углов с помощью угольника.
Развивать умение сравнивать четырёхугольники и формировать представление о сходстве и различиях квадрата, прямоугольника и ромба.
Закреплять умение различать четырёхугольники на рисунке и называть их.
Закреплять умение вычислять периметр четырёхугольника.
Закреплять умение чертить и измерять отрезки, используя линейку.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Виды деятельности
Формулировка свойств прямоугольника, квадрата и ромба
различение четырёхугольников на рисунке
выполнение сложения однозначных чисел с переходом через десяток
выполнение чертежей и измерений с помощью линейки
установление соответствия между геометрической фигурой и её названием
вычисление периметра прямоугольника и квадрата.
Ключевые понятия
- Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, отрезок, периметр.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация представления о прямоугольнике. Учащиеся выбирают определение прямоугольника из четырёх предложенных вариантов. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Актуализация знания о прямоугольнике, формирование представления о его свойствах. Вопрос. Почему у прямоугольника все углы равны? Ответ. Потому что у него все углы прямые. Учитель напоминает определение: прямоугольник — это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Учащиеся измеряют стороны прямоугольника, изображённого в учебнике, и вспоминают свойство сторон прямоугольника: противоположные стороны прямоугольника равны (имеют одинаковую длину). Дополнительно можно предложить вычислить периметр прямоугольника, изображённого на рисунке. Выполняя задание из учебника, ученики измеряют диагонали прямоугольника, сравнивают их и делают выводы о свойствах прямоугольника: все углы прямые; противоположные стороны равны; диагонали равны. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на развитие умения определять в прямоугольнике и квадрате длину неизвестной стороны. Учащиеся повторяют свойство прямоугольника о равенстве его противоположных сторон и свойство квадрата о равенстве всех его сторон. Затем они рассматривают изображения фигур на рисунке, определяют длины неизвестных сторон прямоугольника и квадрата и записывают числа около соответствующих сторон четырёхугольников. Можно предложить ученикам найти периметр прямоугольника и квадрата. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся измеряют стороны квадрата на рисунке, устанавливают равенство углов с помощью угольника, измеряют диагонали квадрата и делают выводы о свойствах квадрата: все углы прямые; все стороны равны; диагонали равны. Полезно выписать на доске свойства прямоугольника и свойства квадрата — это поможет установить сходство и различие. Необходимо подчеркнуть, что и у прямоугольника, и у квадрата все углы прямые, поэтому можно назвать квадрат прямоугольником. Работа с интерактивным заданием. Закрепление свойств четырёхугольников. Выбор свойства, которое являются свойствами прямоугольника. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Задание направлено на знакомство с ромбом. Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, измеряют стороны квадрата и ромба, определяют виды углов в каждой из фигур и делают выводы: чем похожи ромб и квадрат и чем они различаются. Убедиться в том, что ромб получается из квадрата сплющиванием, можно с помощью конструктора. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует умению различать изображения квадрата и ромба. Учащиеся раскрашивают квадраты одним цветом, а ромбы — другим. После выполнения задания можно предложить ученикам сравнить число квадратов и ромбов и ответить на вопрос: «Каких фигур больше?» |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Практическое задание. Выводы, которые могут сделать учащиеся при его выполнении, частично сформулированы в учебнике: все стороны ромба равны; противоположные углы равны; диагонали ромба имеют разную длину. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения определять диагонали ромба на рисунке. Учащиеся отмечают один из четырёх рисунков, на котором диагонали ромба проведены верно, и объясняют свой выбор: отрезки должны соединять противоположные вершины ромба. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Практическая деятельность: учащиеся рисуют прямоугольник и отмечают точками середины его сторон. Если соединить середины сторон прямоугольника, то получиться ромб. Затем они находят середины сторон ромба. При соединении этих точек получится прямоугольник. Можно закрасить получившиеся фигуры разными цветами. Работа с интерактивным заданием. Закрепление свойств четырёхугольников. Выбор формулировок свойств, характерных для ромба. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Вычислительный тренинг. Учащиеся определяют значение суммы в одной половинке ромба и называют другие суммы с таким же значением. Работа с интерактивным заданием. Обобщение представления о четырёхугольниках. Учащиеся рассматривают фигуры на рисунке и подбирают названия, которые подходят для всех изображённых фигур: многоугольники и четырёхугольники. Можно предложить назвать номер фигуры с одним прямым углом; двумя прямыми углами; фигур, у которых все углы прямые; фигур, не имеющих прямых углов. |