Час духовного общения
Тема: Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, делай доброе дело – тем живем на Земле.
Цель: закрепить представление детей об окружающем мире, как о творении Божьем; формировать чуткое, уважительное отношение к людям, природе, воспитывать стремление защитить свою душевную красоту с помощью красоты мира, что нас окружает, красоты своих мыслей и поступков.
ПЛАН
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Открытие праздника
- Литературный монтаж (цветы-дети) на фоне презентации окружающего мира
- Выбор групп по цвету
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Методика предвидения (Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, делай доброе дело – тем живем на земле. Видеосюжет «Шишкин лес»)
- Игра « Расшифровать слова»
- Сообщение темы, цели
- Презентация «Духовность»
- Работа в группах (создание картины «Сотворение мира»
- Словарная работа (корреспондент, психолог, социолог)
- Инсценизация «В гостях у телеканала Россия РТ9»
- Игра «Огонек счастья зажечь»
- Притча «Сердце»
- Ассоциативный куст «Сердце». Игра « Капельки добра»
- Театрализация православной гостиной « первоцвет» Дворец культуры МКХЗ.
- Выставка поделок «Творить добро и красоту»
- Стратегия. Незаконченное предложение
- Творческая работа. Коллаж «Спешите делать добро»
- Методика «Авторское кресло».
- Танец «Доброта и милосердие -2 крыла».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Слово протоирею Дмитрию.
- Итог занятия.
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Открытие праздника
Учитель:
Доброго дня, вам, милые дети!
Добрых людей так много на свете
И мне в ответ улыбаются люди,
Доброе слово все они любят.
Звучит музыка. Цветы-дети открывают праздник.
Мы вас приветствуем, друзья
Нас называют чудеса!
Нам радость людям и добро
Найти по миру суждено.
Нас всех один создал Господь
С тех пор и красота живет
В озерах, реках и полях
И в добрых, искренних сердцах!
Литературный монтаж. Презентация окружающего мира (на фоне видеосюжета-стихотворение)
Организация групп. Наш мир наполнен красками. Предлагаю занять место за столом в группе, согласно цвету, который вам по душе.
Зеленый – цвет исследований, новых идей, жизни
Синий – знаний, размышлений
Желтый – солнца
Красных – активных эмоций жизни.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Методика предвидения (определяем тему).
Посмотрим фрагмент и скажем, чему посвящено наше заседание Православной гостиной (видео «Шишкин лес») «Мир добрей, если мы добрей».
2. Игра «Расшифровать слова»:
Наши герои, Шуня, Матильда, Зубок, Енот-Енотыч, предлагают расшифровать слова и подумать какова тема праздника (перевертыши: доброта, милосердие, мудрость, духовность)
3. Открываем тему.
Тема: Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, делают доброе дело-тем живем на Земле.
Цель: Пусть вашими проводниками будут внимательные глазки и чуткое сердце, а вашим советчиками– душа и разум.
Не просто слышать, а слушать,
Не просто смотреть, а видеть
Не просто отвечать, а рассуждать
Духовно и эстетически расти.
4. Презентация «Духовность» (видео+музыка)
Духовность –это доброта
Родник из мудрой мысли.
Любовь и мир , и красота
И свет живых традиций.
Духовность надо возрождать
И возводить как храмы
Беречь, хранить, оберегать
И не терять с годами.
На уроках христианской культуры мы пытались великую тайну и узнать, кто создал такой красивый и необъятный мир, кто сотворил человека, кто бросил нам под ноги великолепный ковер из трав и цветов.
А сейчас создадим устно картину сотворения мира.
5. Работа в группах (каждый день сотворения мира).
Группам показывают слайды из детской Библии «Истории Ветхого Завета»
Открываем картину сотворения мира. Господь-творец, любящий и мудрый. А кого больше любит Господь? (человека)
Учитель: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, и по подобию нашему, и пусть господствует над всей землей.
Учитель: Умный и воспитанный человек верит, что добро всегда побеждает зло, сам старается делать добро. Давайте увидим и услышим, что говорят о человеке с большой буквы социологи, корреспонденты, психологи, науч. работники.
6. Словарная работа
(найти и записать справку о социологе, корреспонденте, психологе в толковом словаре).
Психолог – человек, который разбирается в человеческом поведении и в проблемах, связанных с поведением. Психолог– это тот человек, который поможет тебе решить проблему.
Социолог – это ученный, специалист по социологии– науке об обществе системах, составляющих его.
Научный работник – это человек обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной или научно-технической деятельностью.
7. Инсценизация
(музыка из «Новостей» телеканала «Россия»)
Корреспондент: Я представляю телеканал « Россия». Согласны ли вы с тем, что воспитанность открывает двери и сердца.
Научный работник: принимая чьи-то услуги помощь, воспитанный человек платит вежливостью и любезностью, а иногда –общением, проявляя таким образом уважение.
Корреспондент: а что вы можете добавить?
Психолог: хорошо воспитанного человека, можно узнать потому, как он слушает. Умение слушать– одно из самых главных признаков тактичности.
Корреспондент: В редакцию пришло письмо. В нем говорится, что у детей появилась жестокость, эгоизм, нежелание понимать друг друга, равнодушие. Что вы думаете по этому поводу?
Социолог: Я думаю, что дети должны быть толерантными, а это предлагает: принимать других , такими какими они есть, жить в мире «Неся по жизни человеческие ценности»
Корреспондент: Спасибо вам, что пришли на нашу передачу. Спасибо за внимание!
Свечка (огненная прическа) входит: Здравствуйте, я несу тепло и свет. Если поднесешь руку ближе к огню, то почувствуем...? (тепло) Как вы думаете, может человек светиться, как свечка, дарить свет и тепло? При каком условии это может случиться? (когда делаем добрые дела и хорошие поступки)
8. Игра « Огонек счастья зажечь» (передаем свечу и говорим).
Какими мы будем сегодня?
– добрыми по отношению друг к другу
А откуда берется доброта?
– из сердца
– Вся жизнь проходит через сердце
– Добрый человек из сердца кладовой выносит..? (добро)
– Злой человек выносит..? ( зло).
9. Притча « Сердце»
На свет жил человек с холодным сердцем, но он был так горд, что старался не замечать своего недостатка. В детстве он даже хвастался, что не чувствует обиды, жалости, грусти, привязанности…
Вообще ничего не чувствует.
И вот ему было уже много лет. Как –то вечером человек с холодным сердцем увидел маленького мальчика, одетого в лохмотья. На улице падал снег, дул ветер, казалось, даже деревья озябли. Но мальчик уверенными шагами шел по направлению к большой Рождественской елке, которую нарядили в самом центре города. У елки они оба остановились. Человек с холодным сердцем-для того, чтобы рассмотреть украшения, а мальчик-для того, чтобы попросить небесных Ангелов о чем-то тайном.
– Отойдите, пожалуйста, у меня здесь очень важное дело, – сказал мальчик.
Человек с холодным сердцем равнодушно ухмыльнулся и пошел по своим делам, а мальчик стал у елки на колени, посмотрел на небо, и начал шепотом говорить.
– Дорогие Ангелы, когда я шел сюда – я хотел попросить вас о том, чтобы вы взяли у Бога новую одежду для меня, моя совсем износилась, и мне очень холодно. Но по дороге я увидел человека, который гораздо несчастнее меня , он замерзает уже давно, и, кажется, совсем скоро превратится в снег. Подарите ему горячее сердце, иначе он никогда не будет счастлив. Я не знаю, как мне еще ему помочь.
Через несколько минут человек с холодным сердцем вернулся к елке. В руках у него была новая одежда для мальчика. Вероятнее всего, небесные ангелы исполнили просьбу. Конечно же, они не заменили сердце. Они просто оставили в нем два самых драгоценных дара– любовь и сострадание.
10. Ассоциативный куст. «Сердце»
Какое бывает сердце? Ваши ассоциации.
См. приложение 1.
Игра «Капельки добра»
Если в вашем сердце капельки доброты, то прикрепите и озвучьте их (слова по поступкам)
- думаю о других
- несу добро людям
- отношусь с любовью, с радостью
- не завидую
- делю горе и радость с близкими
- забочусь о больных, пожилых
- не огорчаю
- не приношу боль
11. Православная гостиная «Первоцвет» (театрализация)
С любовью в сердце что можно сделать?
Творить добро и красоту и я предлагаю вам в этом воочию убедиться.
12. Выставка поделок «Творить добро и красоту» (выставка поделок +музыка)
Вы увидели чудеса, согретые теплом людских рук, силой ярких красок, мудростью ума, которое выражается через творчество, способствует рождению настоящего чуда.
13. Стратегия « Незаконченное предложение»
В моем сердце живут добродетели (передаем микрофон): любовь, вера, доброта, милосердие, совесть, мудрость, надежда, 10 заповедей.
14. Творческая работа (коллаж «Спешите делать добро»).
Давайте сделаем так, чтобы солнце доброты, милосердия освещала нашу планету. Для этого сделаем коллаж. Не случайно говорит народная мудрость: « Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучики этого солнца добротой своей согревают людей.»
Когда солнечные лучики в сердце попадут, такого человека солнечным зовут.
См. приложение 2.
У вас бейджики в виде солнышка, пусть добро и солнце засияет в ваших сердцах
15. Методика «Авторское кресло».
Музыка (выход королевы Доброты)
Сесть в кресло рассказать о доброте, как ее узнать?
Таблица №1.
Признак Какое? |
Действие Что делает? |
Пословицы |
Синонимы |
Светлое. Положительное. Полезное. Удивительное. |
Помогает. Защищает. Сочувствует. |
Все любят добро, да не всех любит оно. Вражда не делает добра. Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. |
Милосердие Терпение Душевность Любовь |
Музыка «Прекрасное далеко»
Ведущий: Видели вы когда– нибудь доброту в мире? Я –да! На кого она похожа? Как узнать? Это очень просто. У нее мамины, сияющие улыбкой глаза, нежные ласковые бабушкины руки и суровый взгляд отца. Она в каждом из нас, нужно только уметь ее увидеть и почувствовать в себе.
Тогда легче будет преодолеть белые и черные жизненные полосы, бороться со злом, которое хочет править миром. Доброта поможет быть терпимым и милосердным к тем, кто рядом, поможет творить будущее светлым и чистым. Так работаем над собой, а доброта пусть заботиться о наших душах.
Доброта и милосердие –как 2 крыла, на которых держится человечество. Необходимость в них ежеминутна.
16. Танец 2 крыла-2 пары
17. Защита проектов по теме «Благотворительность и меценатство»
– Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)
– Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)
– В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»
Благотворительность – это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.
– Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).
– А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)
Проект №1
Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.
Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.
Проект №2
Богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют – МЕЦЕНАТЫ.
– Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат, который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.
(Демонстрация фотографий с пояснением)
Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)
Проект №3
Павел Михайлович Третьяков
Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая стала свободна для посещения. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.
Проект №4
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза
Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.
– Что же объединяет этих людей? Все они занимались благотворительностью, то есть помогали всем, кто нуждался в лечении, а еще помогали детям сиротам, у которых нет родителей.
– Как вы видите, благотворительностью люди занимались давно, но в наше время известные в России люди продолжают оказывать материальную помощь нуждающимся.
Проект №5
Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
– Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.
Проект №6
Волина Катя. В 5 месяцев был поставлен диагноз – непроходимость желчевыводящих путей. Единственный выход – донорская пересадка печени. Деньги на операцию собирали всем миром, кто сколько мог.
Было собрано 50 тысяч евро. Сейчас операция позади, Катя идет на поправку.
Настя Гонтаровская. Когда ей было 15 лет, поставили страшный диагноз– злокачественная опухоль мягких тканей саркома. Необходимы деньги на лечение и операция за границей. Было собрано 65 тысяч евро. Со всей страны ей слали письма поддержки, после операции по пересадке костного мозга появилась надежда. Теперь все будет хорошо.
– Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог: Сегодня мы прошли дорогою добра. Эта дорога, которой должен идти каждый человек. Она не всегда легкая, но она помогает нам прожить жизнь не зря, чтобы оставить след вечный.
Человек рождается не для того , чтобы исчезнуть неизвестной пылинкой, а «чтоб оставить след вечный– В. Сухомлинский»
Слово протоирею Дмитрию
Спешите оставить свой след
Любви, доброты и отваги.
Но только не грязный, а чистый
Спешите оставить свой след….
Живи, верши добро, не требуя наград.
Нашим гостям – подарки-ангелы (творчество детей)
(Звучит песня « Твори добро»)
Заглянула в лес, прошлась лугами,
Хоть ещё начало сентября,
Движется неслышными шагами,
Золотой становится земля.
Золото сиять не будет ярко,
Смоет лист холодная вода,
И от драгоценного подарка
Даже не останется следа.
И деревья загрустят нагие,
Вспомнят радость лета и цветы,
Вдаль деньки умчатся золотые,
Ветви почернеют, как кресты.
Все холодной осени не рады,
Летнее приятнее тепло,
Но она шагает без пощады,
Серое набросила крыло.
И не слышен голос птиц певучий,
Улетели в дальние края,
Чёрные по небу бродят тучи,
И размокла от дождей земля.
Хоть снега холодные упали,
Но в душе лишь радости струна,
Нет ни капли грусти и печали:
На подходе светлая весна.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.