Бывают ли на свете чудеса?
Дать учащимся представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
- Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Развивать речь детей.
Формировать представления о разнообразии природного мира.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Отвечать на вопросы учителя
использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Окружающий мир, живая природа, неживая природа, человек, общество, изобретения, изделия.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Рассмотрим видеоматериалы и ответим на вопрос: можно ли эти явления природы назвать чудом? |
2 | 2. Основная часть урока | Учитель. Мы рассмотрели примеры чудес природы. А сейчас я предлагаю познакомиться с такими уголками природы нашей страны, которые признаны чудесами – самыми необыкновенными, необычными местами нашей Родины. Знаете ли вы, что в России есть высочайшая гора Европы – гора Эльбрус, самый большой лес на Земле – сибирская тайга, самое большое болото в мире. В нашей стране есть розовое озеро, необычная пустыня и удивительные горы-столбы. Таким великолепных чудес у нас 28. Познакомимся с некоторыми из них. Послушайте мой рассказ. Озеро Байкал Это самое глубокое озеро на Земле. Ему более 20 млн лет. Его глубина достигает 1 километр 642 метров. Это озеро заключает в себе огромный запас пресной воды – самый большой в мире. Если представить, что в мире исчезнет вся пресная вода, то Байкал сможет обеспечивать водой всех людей в течение пяти лет. Озеро Байкал внесено в список «Семи чудес России». Чистейшее озеро окружено горными хребтами. Здесь можно встретить целые заросли удивительно красивого растения с розовыми цветками – багульника или вкусной пряной травы черемши. Ее используют в пищу вместо лука и чеснока. Есть и такое растение, как родиола розовая, она по своим свойствам схожа с женьшенем. На берегах Байкала гнездятся достаточно редкие птицы – бакланы, беркуты, а также здесь обитают чайки, утки и лебеди. Весной на скалистых островах шумят птичьи базары. Удивительны и другие представители фауны, которые водятся только здесь, – байкальская нерпа, некоторые виды рыб: омуль, сиг, осетр, хариус. Это уникальное озеро никого не оставляет равнодушным. Долина гейзеров Долина гейзеров, что расположена на полуострове Камчатка, также внесена в список «Семи чудес России», занимает второе место в мире по числу гейзеров. Здесь их более 100. А что же такое гейзер? Это горячий источник воды, вырывающийся из-под земли. Территория Долины гейзеров всегда «дымит», потому что фонтаны горячей воды после попадания на воздух образуют огромные облака пара. Эти места давно считаются заповедными, с уникальным растительным и животным миром. После зимней спячки сюда приходят бурые медведи. На скалистых берегах реки Гейзерной можно увидеть снежных баранов, зайца-беляка, горностая. Этот край называют миром загадок. Малахитовая пещера, вулканы, озерца с теплой водой. Ну и конечно, звезда Долины гейзеров – гейзер «Великан», который выбрасывает потоки воды на высоту 35 метров, а извержение его продолжается более 4 часов. Дифференцированная работа. Учитель. Поработайте в парах. Найдите в Интернете материал о других чудесах природы нашей страны на выбор – горе Эльбрус, Ленских столбах, Кунгурской пещере на Урале, озере Троицкое, Чарской пустыне. Ученики делятся на пары и готовят небольшие сообщения с картинками из Интернета. Результаты работы обсуждаются классом. Дети, которые не имеют достаточных навыков работы с Интернетом, наблюдают за работой пар, готовых к этой деятельности, и принимают участие в обсуждении. Учитель. Теперь я предлагаю рассмотреть технические изобретения человека, которые тоже можно отнести к чудесам. Будем называть каждый предмет и рассказывать, что с его помощью можно делать. Работа с рабочей тетрадью на с. 10 (задание 13), с. 13 (задание 16). |
3 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Учитель. Теперь я предлагаю рассмотреть технические изобретения человека, которые тоже можно отнести к чудесам. Будем называть каждый предмет и рассказывать, что с его помощью можно делать. Работа с рабочей тетрадью на с. 10 (задание 13), с. 13 (задание 16).
Учитель. Сделаем обобщение: можно ли цель нашего урока выразить словами: вокруг нас много настоящих чудес? Одни чудеса творит природа, другие – рождаются под влиянием человеческого разума, творчества людей.
|