Буква «мягкий знак»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с буквой «мягкий знак» — ь.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Виды деятельности
Учить сравнивать слова, содержащие мягкий знак, со звуковой моделью этих слов. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Осуществлять анализ пословицы, давать характеристику букве. Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения, текста).
Ключевые понятия
- Комбайнёр, хлебороб, тракторист, анаграмма.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Начинаем наш урок. Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку. Все готовы? Начинаем. Мы продолжаем наше путешествие по стране Букволандии. Живёт в этой стране известный фокусник. Доскажите словечко, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква … (мягкий знак). Сформулируйте тему урока. Что мы будем сегодня изучать, как вы думаете? Правильно. Тема нашего урока «Буква «мягкий знак» — показатель мягкости согласных звуков». |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Работа в учебнике, с. 86. Откройте букварь и прочитайте стихотворение Е. Измайлова о мягком знаке. Что вы узнали об этой букве из стихотворения? Посмотрите, как выглядит эта буква. Что вы заметили? (Нет большой буквы. Значит, с мягкого знака не начинаются слова.) Сравните звуковые и буквенные схемы слов угол и уголь. Сколько букв и звуков в первом слове? (4 буквы и 4 звука.) Какие согласные звуки в этом слове? (Твёрдые.) Сколько букв и звуков в слове уголь? (4 звука, но 5 букв. Последний звук в слове мягкий.) Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак не обозначает звука. Буква есть, а звука нет.) Попробуем обойтись без мягкого знака. Что получилось? (Слово уголь опять превратилось в угол.) Какую же роль играет в слове мягкий знак? (Смягчает впереди стоящий согласный звук.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Посмотрите на доску. Вы видите схемы двух слов. Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий.) Послушайте загадку и догадайтесь, к какой из схем подойдёт отгадка. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. — Что это? (Мел.) К какой схеме подойдет данное слово? Обоснуйте свой ответ. Что обозначает слово мел? (Мягкий белый известняк.) Придумайте предложение с этим словом. Как надо изменить слово мел, чтобы оно подходило ко второй схеме? (Добавить букву мягкий знак.) Какое слово получилось? Что обозначает слово мель? (Мелководное место в реке, водоёме.) Придумайте предложение с данным словом. (Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.) Сравните слова и звуковые схемы данных слов. Что ещё заметили? (Мягкий знак не обозначает звука. Если в слове есть мягкий знак, то букв больше, чем звуков.) |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Букварь, с. 86. Прочитайте столбики слов. Назовите в них мягкие согласные звуки. Сравните написание и произношение. Как произносится звук, если после него стоит буква мягкий знак? (Мягко.) Где может стоять мягкий знак в словах? (В середине слова между согласными и на конце.) |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Просмотрите текст. Он без названия. В тексте вам встретится предложение такого вида: «Т-с-с!» Прочитайте его. Что обозначает это предложение? Предложения подобного вида не читаются, а озвучиваются. Попробуем. — Что интересного вы узнали? Что люди обычно называют лакомством? Почему здесь это слово в кавычках? Кого называют лесниками? Какое название больше подойдёт к этому тексту? Лакомство для лесных жителей Заботливый лесник Простой камень Лось Лыжная прогулка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Ребята, а что значит быть заботливым человеком? Выберите из списка слова, которые относятся к заботливому человеку. Внимательный, чуткий, равнодушный, навязчивый, кропотливый, доверчивый. О ком заботитесь вы? Физкультминутка |
7 | 7. Первичное закрепление | Составьте анаграммы к словам Дорога — (города). Смола — (масло). Сосна — (насос). Лось — (соль). |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 40, № 1, 2, 3. |
9 | 9. Первичное закрепление | Прочитайте слова. Закрасьте в слове один слог, чтобы получилось другое слово. Полдень (пол, день). Ягоды (яды, годы). Корзинка (Зинка, корка). Ласточка (точка, ласка). |
10 | 10. Рефлексия (подведение итогов) | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что показалось сложным? У моряков–сигнальщиков существует азбука жестов. Моряки держат в руках красные флажки. Давайте расшифруем сообщение моряка–сигнальщика. (Привет!) Он передаёт вам всем привет. |