Большевики захватывают власть
На уроке рассматриваются причины Октябрьской революции 1917 года и характеризуются первые мероприятия новой власти. Ученики развивают умения презентовать результаты своей работы, делать выводы, работать с разными видами информации. Урок дополнен презентацией.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Цели урока:
- для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
- для учащихся: осознать и осмыслить новый материал в соответствии со своими возможностями.
Задачи урока:
- рассмотреть причины Октябрьской революции 1917 г;
- характеризовать первые мероприятия новой власти.
Развитие УУД: умения презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.
Планируемые результаты:
Личностные: умение преодолевать трудности в освоении материала, развитие способности к волевому усилию
Предметные: знать основные события октября 1917г., характеризовать новую систему власти.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять и обрабатывать информацию в разных знаковых формах (рисунок, «пазл», схема).
- Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
- Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные тексты.
Формы работы: фронтальный диалог, работа по группам.
Технологии: элементы технологии проблемного обучения.
Ход урока
Этап |
Цели этапов урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный этап (1—2 мин) |
Создание рабочей атмосферы на уроке. |
Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, ноутбуков. |
Подготовка учащихся к началу урока, настрой на работу.
|
2. Актуализация знаний (4— 5 мин)
|
Определение темы урока и постановка цели занятия.
|
Слайд «Учебная задача». На картине Серова изображено событие, которое до сих пор вызывает множество споров, разногласий. В.И. Ленин на втором съезде Советов провозгласил установление Советской власти, Временное правительство было низложено. Предлагаю на сегодняшнем уроке поставить следующую учебную задачу. Триггер «Помощь». Что нам необходимо знать, чтобы ответить на данный вопрос? Составим алгоритм действий. |
Нужно знать события октября 1917 г, отличия переворота от революции. Алгоритм:
|
3. Изложение нового материала (20—25 мин) |
Осмысление и первичное запоминание знаний |
Слайд «Россия осенью 1917». Триггер «Диаграммы». Какие выводы можно сделать на основании данных диаграмм? Оказывало ли это какое-то влияние на Временное правительство? Положение каких слоев общества ухудшилось? Триггер «В деревне». Какие события происходили в деревне? Итак, сделаем вывод. Что меняется в Петрограде? Слайд «Подготовка восстания» О чем говорят факты, приведенные на слайде? Это явление получило название «большевизация Советов». Посмотрите на карту. Учебник стр.46. Можно ли утверждать, что данное явление происходило не только в Петрограде? Почему? Т.о. большевики получают в Советах большинство и заявляют о необходимости передать всю власть Советам. Для этого создается специальный орган ВРК- Военно-революционный комитет. Слайд «Революция свершилась». Перед вами карта Петрограда. Попробуем восстановить события октябрьских дней, используя пазл. Воспользуйтесь учебником, параграф 5, стр. 44-47. Сделайте проверку. Изложите ход событий Октябрьской революции. Как вы думаете, чем новая власть отличалась от прежней? Слайд «Декреты о мире и земле» Как решали главные вопросы большевики? Последовательность революционных событий нами восстановлена. Однако не факты создают наши знания о прошлом, а их интерпретация, выбор языка описания. Эта проблема актуальна до сих пор: что произошло 25 октября (7 ноября) 1917 г: государственный переворот, Великая социалистическая революция, народный бунт или это был хаос безвластия, которым воспользовались большевики? В 1927 году С.Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», который вышел за границей под названием «Десять дней, которые потрясли мир». В немом фильме показана одна из интерпретаций событий. Давайте посмотрим отрывок из фильма. На слайде перейти по ссылке на просмотр отрывка: Какими художественными средствами режиссер показывает противостояние большевиков и других социалистических сил: меньшевиков и эсеров на съезде? Какими представляются революционные силы? Один из самых интересных эпизодов фильма – захват ворот Зимнего дворца. На самом деле источники утверждают, что ворота были открыты, и что этот эпизод был Эйзенштейном придуман. Как вы думаете зачем? На ваш взгляд Эйзенштейн Октябрьские события показывает как революцию ли как переворот? |
Работают с презентацией. Отвечают на вопросы. Диаграммы показывают, что уровень цен по сравнению с февралем 1917 г вырос в 3,5 раза, а промышленной продукции стало выпускаться в 3 раза меньше. Это еще больше дискредитировало Временное правительство, которое не могло справиться с экономическими проблемами. Произошло ухудшение положения всех слоев общества. В деревне крестьяне самовольно захватывают земли у помещиков, не дожидаясь решения властей. Т.о. авторитет Временного правительства очень низок. Факты говорят о том, что большевики становятся все более популярными, их лозунги находят поддержку. Большевики получают большинство в Советах. Это явление не только в Петрограде, но и в других городах станы. На карте обозначены города, в которых происходит большевизация Советов. Излагают ход событий. Изучают, отвечают на вопросы. Обсуждение фильма. Когда говорят меньшевики и эсеры, то их слушают невнимательно, балалайка символ пустозвонства, легкомыслия, несерьезности слов, когда говорят большевики, то их символом являются снаряды, пушки. Это показатель важности, силы большевистских взглядов, необходимости решительных действий. Эпизод с воротами интересен тем, что матрос наступает на корону, двуглавого орла, как символ уничтожения остатков старого режима.
|
4. Контроль усвоения (7 мин)
|
Дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала |
Перейдем к решению учебной задачи. Слайд «Решение учебной задачи». |
Решают учебную задачу, выполняя пошагово задания (триггер «Решение учебной задачи»), осуществляют проверку. |
5. Рефлексия (2—3 мин)
|
Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся. |
Достигли мы поставленной цели урока? Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке
|
Называют, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания. Оценивают свою работу на уроке и выставляют оценку себе и своей группе в целом (дают обоснования) |