Биологический возраст. Физика сердца
Цель: Создать условия для реализации проектной деятельности учащимися и основных понятий по теме «Биологический возраст. Физика сердца» через актуализацию материала по краеведению, знакомства с понятием биологический возраст и работа сердца, и формирования коммуникативной и исследовательской компетенций учащихся посредством групповой деятельности.
Задачи:
- Обучающие: работать над понятием «возраст», «биологический возраст», «работа», познакомить учащихся с видами возраста человека, с закономерностями возрастных изменений, провести исследования «влияния физических нагрузок на работу сердца», определить свой биологический возраст; вспомнить историю родного края «Легенда о Тисульской принцессе»; познакомить учащихся с правилами проектной деятельности.
- Развивающие: умения учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы в ходе работы с таблицами, схемами; умения строить ответ с помощью обобщенных планов; формировать приемы критического мышления, уметь применять знания при решении качественных задач; коммуникативную и учебно-познавательную компетенции в процессе групповой работы; определять цели, задачи, этапы своей деятельности, умения анализировать свою работу и работу своей учебной группы, создать условия для развития мышления, мировоззрения, умения передавать информацию другому человеку, способности четко формулировать свои мысли;
- Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся чувства коллективизма, любви к своей малой Родине, ответственности за общее дело в ходе групповой работы,создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах, развития у школьников исследовательской культуры, коммуникативной культуры, рефлексивной и проектной деятельности.
УУД:
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей природе. Эстетическое восприятие природы.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Регулятивные: принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Коммуникативные: умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- умение описывать характеристику биологического возраста, понятий возраста и работы сердца;
- умение правильно определять свой биологический возраст;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.
Метапредметные:
- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;
- Формирование монологической и диалогической речи;
- формирование умений работать в группе.
Личностные:
- формирование целостного научного мировоззрения;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
- мотивация образовательной деятельности;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Оборудование: презентация «Тисульская принцесса», 2- 3 линейки по 50 см, свеча, спички, секундомер.
Основные этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. Шаг 1. Группы и роли. Цель - создание комфортной образовательной среды |
Создание положительного эмоционального настроя учащихся. Приветствие учителя. |
Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы. |
Шаг 2. Формулирование темы урока, постановка цели. Цель - Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока, составление плана урока. |
Метод обучения: проблемный, Форма обучения: фронтальная. |
|
Сейчас мы познакомим вас с одной легендой. (Презентация «Тисульская принцесса», слайд 1,2). -А вы знаете легенду о Тисульской принцессе? Это миф или реальность? (слайд 3) -Мы живем в уникальном месте, где в деревне Шестаково найдено кладбище динозавров, а недалеко от села Ржавчик найдены курганы и древнее кладбище людей каменного века. Нужны ли археологам знания из области физики и биологии? (слайд 4,5) -Как ученые определили биологический возраст «Тисульской принцессы»? (Слайд 6) -Давайте проверим, что вы знаете по данной теме. Мы проведем игру под названием «Верю- не верю». (Приложение1). -О чем пойдет речь на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите в своем паспорте урока, тему. (Паспорт урока). |
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителей. Формулируют тему урока. (Биологический возраст. Физика сердца). |
|
Сформулируйте цель урока. |
Учащиеся формулируют цель урока. (Узнать о биологическом возрасте и работе сердца). |
|
Давайте составим план урока. |
Учащиеся могут составить примерно такой план урока:
|
|
Шаг 3. Изучение нового Цель – ввести понятие возраста, раскрыть смысл биологического возраста. Рассмотреть типы возраста. |
Метод обучения: проблемный, Форма обучения: работа в парах. |
|
В повседневной жизни, в литературе и археологии мы не раз сталкиваемся с понятиями: биологический возраст, возраст молочных зубов, годовалый, брачный возраст, возраст дошкольника, возраст совершеннолетия, возраст “почемучки”, возраст полного окостенения. У вас на столах есть несколько определений «Что такое возраст». (Приложение 2). Выберите, то определение, которое на ваш взгляд подходит, является более точным и правильным. Работаем в парах, можно рассуждать. Обоснуйте своё определение возраста. (слайд 7). Подчеркните или запишите точное определение возраста. |
Дают своё определение: Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Записывают определение в паспорте урока. |
|
Возраст бывает календарный, биологический, психологический и социальный. Попробуем сформулировать что- такое биологический возраст. Выполните задание №2 в карточке, выберите то определение биологического возраста, которое считаете верным. Работаем в парах (Приложение 2, слайд 8). |
Учащиеся делают вывод: биологический возраст- возраст развития, созревания, старения, определяется по совокупность обменных, структурных, регуляторных процессов. Записывают определение. |
|
Шаг 4. Актуализация |
Биологический возраст человека не всегда можно определить по паспорту. - От чего же зависит биологический возраст? Сформулируйте гипотезу, предположение. |
Учащиеся формулируют гипотезу: биологический возраст зависит от образа жизни, типа питания, наличия или отсутствия вредных привычек, внутреннего настроя человека и генетической предрасположенности. Записывают гипотезу. |
Шаг 5. Закрепление нового. Работа в группах. Цель – применение полученных знаний.
|
Форма обучения: групповая, взаимообучение. |
|
-А какой ваш биологический возраст? Давайте с помощью теста исследуем ваше состояние здоровья и определим биологический возраст. Работать будем в группах по 4 человека. У вас на столах задание для групп. (Приложение 3). Приступаем. Проводит инструктаж по работе каждой группы, помогает, если это необходимо. - Для полноты наблюдений за собой, для более точного определения возраста, найдите среднее арифметическое ваших результатов. Сердце и сосуды, легкие и позвоночник могут жить в «разном» возрасте, поэтому именно среднее арифметическое значение – ваш биологический возраст на данный момент времени. |
Учащиеся выбирают ведущего в группе (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата. Учащиеся проводят исследования своего организма. Записывают результаты измерений, делают выводы. |
|
Шаг 6. Практическая работа. Работа в группах. Цель – применение полученных знаний.
|
-Ребята, совсем недавно стало известно, что старейшему жителю планеты исполнилось 145 лет, проживает он в Индонезии. (слайд 9). Один из показателей продолжительности жизни человека, является степень тренированности сердца. Изучением организма человека занимается не только биология, но и физика. Есть такая наука- биофизика. Слышали о ней? Вот сегодня вы определите степень натренированности вашего сердца. На уроке физкультуры Вы бежали кросс. При этой физической нагрузке изменилась частота сердечных сокращений. Прибежав, одни долго восстанавливали ритм работы сердца, другие – быстро. Это зависит от тренированности сердца. Практическая работа. Цель: исследовать степень натренированности своего сердца. (Приложение 4). Полученный результат сравните с показателями таблицы и сделайте выводы. (слайд 10). |
Учащиеся: Выступающий презентует результаты своей группы (ответы и вывод) получает дополнительный балл для своей группы от учителя за правильный ответ. Выполняют практическую работу по исследованию тренированности сердца. |
-Физиологи определяют работу сердца с помощью формулы А=М·Д·С, где М – масса крови (кг.), С – число сердцебиений за 1 минуту, Д – давление крови в аорте (кПа.). (слайд 11, 12) Задача. Рассчитайте работу левого желудочка, если М=0,07 кг, Д=20кПа, С=72 за 1 час (Ответ: 362880 КДж) |
Учащиеся решают задачу, записывают, делают выводы. |
|
Шаг 7. Заключительный этап. |
Формы обучения: фронтальная, групповая. Выставление средней арифметической оценки за урок. Самооценка. |
|
Рассмотрите рисунки на слайде, укажите, какой цифрой обозначено сердце тренированного человека. (слайд 13-15). -продолжите фразу «итог урока». (приложение 5, слайд 16). |
Учащиеся делают вывод: 1 рисунок соответствует более натренированному сердцу. Каждая группа выставляет общую оценку за задания для группы и практическую работу. Подводят итоги. |
|
Проводит игру «Верю- не верю» (Приложение 1). |
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителей. Делают вывод. |
|
Шаг 8. Рефлексия учебной деятельности. Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений. |
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения. Предлагает оценить урок и свою деятельность. Задает вопросы: План урока выполнили? Цель урока достигли? Гипотезу опровергли или подтвердили? Что было интересно на уроке? Сложно или трудно? Корректирует оценки учащихся за урок. Дает задание для желающих работать в проекте «Загадка Тисульской принцессы». (Слайд 17) |
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. Ставят оценку за урок в тетрадь. Записывают задания для работы в проекте. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.