В современном мире на первый план в обучении выходит способность оперировать большими данными. Этого требует, с одной стороны, огромный объем накопленной информации, которую необходимо анализировать и систематизировать. С другой – Big Data дает возможность по-новому выстроить образовательную траекторию.

Большие данные завтра – это качественно новые инструменты и «умные» образовательные программы, а также новые программы профессиональной подготовки. Но возможность использовать большие данные в процессе обучения есть уже сегодня.

Как используются большие данные в образовании

Конечно, вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем появления урока «Большие данные» в школьном расписании. Разве что в рамках дополнительных занятий по информатике в старших классах – такое возможно уже сейчас. Но на сам учебный процесс Big Data уже влияют – через появление и расширение использования электронных образовательных ресурсов.

Вузы тоже только начинают внедрять специальные программы по аналитике больших данных – на ИТ-специальностях. Однако, как отмечает доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Андрей Поваров, пока в большей степени представлены традиционные направления, например статистика.

Андрей Поваров:

– Редкие программы непосредственно включают методы больших данных, при этом наилучшие результаты достигаются там, где вовлеченными оказываются практики из индустрии. И это не случайно: именно практическое применение вызывает интерес у студентов за счет «элегантности» используемых методов и неожиданности получаемых результатов (выявление закономерностей, которые не очевидны, а иногда и не объяснимы, но при этом четко работают), а также дает им наглядное понимание процессов аналитики больших данных лучше, чем теоретические обоснования. Наконец, еще один интересный аспект – и это уровень не просто вузов, а уже, как правило, магистратуры – обучение работе с большими данными в бизнесе, для будущих менеджеров и советников по стратегии.

«Большие данные позволяют узнать о системе все, – объясняет генеральный директор "Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ-Сколково" Юрий Аурениус, – не только то, как ведет себя эта система в определенный момент времени, но и то, как она себя вела много времени до этого текущего исследования. А если есть эти данные, то можно предположить, как она себя поведет в будущем и многое другое... Поэтому умение работать с "Биг датой" дает более широкие возможности и результаты».

Образование в этом случае постепенно переходит от сухой теории к обучению практическими модулями. То есть появляется возможность изучать системы не теоретически, а практически, собирая и анализируя данные о работе систем.

Причем это применимо не только непосредственно в оперировании программами обучения по определенному направлению. Человек – это тоже система, которую можно анализировать, настраивать по параметрам, и в соответствии с ними прогнозировать результат. Например, если мы возьмем любой школьный класс, то получим как минимум несколько групп учеников, для которых настройка программы обучения может быть разной. Главные критерии, по которым они будут отличаться, – это способность к обучению и тип восприятия информации.

Конечно, учитель все это учитывает, комбинируя подачу материала в рамках урока, домашних заданий и, если необходимо, дополнительных занятий. В классе всегда были отличники, которым школьная программа дается легко, а были те, кому приходится натягивать тройку со скрипом. А бывают и такие, кто прекрасно запоминает десять стихотворений подряд, а формулы по геометрии вечно пишет на коленке, – физиков и лириков никто не отменял. Кто-то воспринимает лучше информацию визуально, кто-то на слух, а кто-то в виде таблиц. Сами по себе все эти критерии – не новость.

Однако в любом случае в рамках урока учитель не может заниматься со всеми индивидуально, а может лишь комбинировать разную подачу информации по типам восприятия и подробнее остановиться на самых сложных моментах. Использование Big Data дает возможность, с одной стороны, автоматизировать и расширить анализ процесса обучения, используя весь накопленный опыт на каждом конкретном направлении, с другой – настроить индивидуальную образовательную траекторию. В будущем это должно стать также задачей искусственного интеллекта, виртуального тьютора.

Эра больших данных и необходимость новых компетенций

В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» международная консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) рекомендовала РФ реформировать образование и управление госкомпаниями. Отметив, что РФ уже отстает от стран – лидеров по доле квалифицированных работников и при инерционном развитии ситуация усугубится, авторы доклада признали: система образования в РФ без реформ решить эти проблемы не в состоянии. BCG призывает создать 9,2 млн рабочих мест для таких сотрудников за счет государственных и частных компаний и одновременно готовиться к переквалификации 11,6 млн человек, которые высвободятся в процессе перехода к экономике знаний.

По данным доклада, с учетом выхода работников на пенсию (3,5 млн человек до 2025 года) придется оптимизировать 6,5 млн работников. Это и удовлетворение спроса на работников категории «Знание» – «сложнейшая задача, требующая четкого плана и смены контекста, в котором живут и компании, и сотрудники, и государство», отмечают в BCG. Ее решение способно дать экономике РФ дополнительно 1,5% ВВП в год, или 10 трлн руб. в текущих ценах, к 2025 году.

Татьяна Клячко, экономист, профессор РАНХиГС:

– Еще несколько лет назад известный экономист директор школы управления Hertie в Берлине Жан Пизани-Ферри говорил, что произойдет на рынке труда с приходом новых технологий: технический прогресс сделает бухгалтера безработным, поможет хирургу стать более продуктивным и не повлияет на работу парикмахера. В интеллектуальном и высокотехнологичном мире такого рода мест становится больше, с другой стороны, становится больше того, что называется плохими рабочими местами – официантки, сиделки и т. д. А середина из этого ряда механизируется, роботизируется, называйте это далее как хотите.

В то же время, по мнению Юрия Аурениуса, с точки зрения влияния на экономику существенное изменение в первую очередь необходимо в системе госчиновников и сотрудников госаппаратов – они не производят прибавочной стоимости и не развивают экономику, а лишь обеспечивают выполнение функционала. «Но эти сотрудники и чиновники большей частью не самый худший вариант для страны – все с опытом, с высшим образованием, со способностью к обучаемости. Их просто по возможности надо использовать в правильном русле. Перенаправленные чиновники разного уровня в количестве 10 млн. человек – это реальная сила для укрепления экономики», – аргументирует он.

По прогнозу Татьяны Клячко, рутинная работа в будущем будет заменена механизмами и это, естественно, не может не отразиться на программах профессиональной подготовки. «Мы все время говорим о четвертой промышленной революции. Но мы не понимаем, что мы переживаем четвертую образовательную революцию. "Проваливающиеся" профессии потянут за собой те образовательные структуры, которые сейчас работают на этот рынок труда, и провалятся вместе с ними», – констатирует она.

И что же теперь? Всем срочно учиться аналитике и использованию Big Data?

Юрий Аурениус, генеральный директор «Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ-Сколково»: 

– Сами по себе большие данные малоинтересны – работает система и работает. Основной интерес представляют аномальные и пограничные состояния систем. Именно взаимосвязь вводных изменений и реакция на них системы наиболее полезны для работы с большими данными. Сегодня она используется практически везде. Это раньше были проблемы – где хранить данные, как их быстро получить. Сегодня эти проблемы с помощью ИТ-технологий практически решены. Можно собирать и хранить много-много всего.

Наступил другой век – век данных. В любом направлении жизни идут процессы цифровой трансформации. А основная идея этого процесса в том, чтобы конечные устройства становились максимально простыми, все сервисы формировались силами цифрового взаимодействия в облаке – там, где эти цифры (данные) хранятся. Умение управлять этим взаимодействием с целью предоставления человеку удобных сервисов – самый востребованный навык современности и будущего. Кто успел – тот на коне.

Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин констатирует, что образование неизбежно ждет цифровая трансформация – новые технологии несут в себе огромный потенциал, для того чтобы ответить на вызовы современности и готовить в рамках программ обучения, начиная с начальной школы, не к прошлому, а к будущему.

Год назад корпорация начала проектировать свою платформу цифрового образования – LECTA, которая позволяет менять модель взаимодействия между участниками образовательного процесса и диверсифицировать подходы к обучению.


Читать также:

Платформа LECTA: до появления виртуального тьютора осталось около 2 лет

Проект разработки платформ дистрибуции ЭФУ стартовал более 5 лет назад