Безопасность на дороге. Как рассказать школьнику о ПДД
Ну кто не перебегал дорогу на красный? А кто со свистом не проезжал на самокате по пешеходному переходу? Ладно, обойдемся без порицаний. Просто вспомним важное, поговорим о правилах дорожного движения, рассмотрим варианты полезных занимательных игр для малышей и школьников и расскажем, как помочь ребятам стать более бдительными на дорогах.Изображение Manfred Richter с сайта Pixabay
«Безопасность на дорогах во многом зависит от исправности транспортного средства, наличия грамотной организации движения. Но на первом месте, как всегда, ответственность — самих водителей, пассажиров и пешеходов».
Взрослые и дети

Несмотря на то, что пешеход всегда прав, подавляющее большинство аварий происходит из-за ошибок и невнимательности людей, переходящих дорогу. По данным московского ГИБДД, в 2020 году 69% всех ДТП с участием пешеходов произошли оттого, что люди переходили дорогу в неположенном месте. 13% нарушителей игнорировали знаки регулирования, а 8% — внезапно появились на дороге и не смотрели по сторонам.
Давайте начистоту — когда спешим, мы перебегаем, а иногда даже проезжаем по пешеходному переходу на самокате, лонгборде, роликах или велосипеде. В голове почему-то прочно укрепилась мысль: чем быстрее смогу миновать полотно, тем скорее все это кончится. Большое заблуждение!
Но не все так просто — ситуация осложняется, когда появляются дети, которые повторяют за нами, взрослыми. Школьники берут пример с нетерпеливых людей и, не дожидаясь зеленого сигнала светофора, перебегают проезжую часть, каждый раз рискуя жизнью.Вся суть кроется в словах: переход пешеходный, значит пересекать его могут те, кто передвигается пешком. Переходите дорогу только в положенном месте и только своим ходом — всегда слезайте с велосипеда или самоката.
Внимательность, ответственность, знания

Когда дороги, дворы и парковки забиты под завязку, зона видимости для всех участников дорожного движения автоматически становится «слепой»: ни автомобилист, ни пешеход даже при маленьких скоростях не успевают реагировать, потому что попросту не видят друг друга.
К сожалению, даже строгое соблюдение правил дорожного движения не гарантирует безопасность. Именно поэтому так важно быть бдительным, ведь быстрая реакция может спасти жизнь.Дорожное движение представляет собой сложную целостную систему: человек — транспортное средство — дорога — окружающая среда. На нее влияет не только мастерство и грамотность участников движения, но и их умение взаимодействовать друг с другом. А человек, в независимости от своей роли (пассажир, водитель, пешеход), является ключевым в этой системе.
ПДД в игровой форме

Чтобы не мучить школьников сложными словами и аббревиатурами, педагог или родитель может подавать полезный материал во время игры. Разумеется, теоретическая база необходима: ребятам все равно придется выучить дорожные знаки, сигналы регулировщика и общие правила поведения. Поэтому игры допустимо включать в программу основного урока или внеурочной деятельности как дополнение.
Кубик
Понадобится игральная кость и карточки с изображениями Дорожных Знаков. Каждая цифра соответствует определенному графическому рисунку. Воспитатель перемешивает карточки и раскладывает их на столе. Малыш кидает кубик, после чего вытаскивает карту с нужным знаком и объясняет его значение. Например, двойка на кубике — «Движение пешеходов запрещено». Он представляет собой белый круг, обведенный красным, в котором человечек перечеркнут той же красной линией. В таком случае ребенок отвечает: «Если я вижу этот знак, то по участку дороги, на котором он установлен, не иду».
Часы
Принцип игры такой же, как у предыдущей. Только вместо игральной кости берутся часы, а на место цифр прикрепляются яркие Дорожные Знаки. Перемещая стрелку часов, педагог останавливается на какой-то карточке и просит объяснить ее значение, а также алгоритм поведения в этой ситуации.
Крокодил
Командная игра. Одному из участников группы воспитатель загадывает слово (дорожный знак, сигнал регулировщика и т.д.), а он должен растолковать его суть остальным с помощью жестов и мимики. Потом ребята все вместе закрепляют полученную информацию, хором повторяя его значение.
Театральные постановки
Даем волю воображению! В создании сценария и декораций участвуют и педагог, и родители, и дети. Разыгрываем веселую сценку: к примеру, «Как зверята ездили за город», «Незнайка в стране дорог», «Однажды мы играли во дворе» и т. д. Основная задача — в непринужденной и фантазийной форме закрепить у детей знания о правилах и знаках дорожного движения.
Волшебный жезл
Для игры понадобится палочка, разрисованная в цвета жезла регулировщика, а также листы с ПДД. Учитель делит воспитанников на две группы. Каждому участнику из двух команд поочередно дается жезл, который предоставляет право высказаться: ребенок должен назвать одно из правил и не повториться. Допустим, переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора или по подземному переходу; идем мы только по тротуару, если его нет, то по левой обочине навстречу движущемуся транспорту и т. д.
Осторожно, светофор!
Это подвижная игра, поэтому лучше ее организовать на свежем воздухе или в спортивном зале. Потребуются три продолговатые палочки зеленого, желтого и красного цветов. Старшеклассник становится перед ребятами, которые стоят на небольшом друг от друга расстоянии. Когда он поднимает зеленый жезл, дети должны сделать 2 шага вперед, желтый — стоять на месте, красный — шаг назад. Те, кто ошибся, выбывают из игры.
Поймает — не поймает
Для этой игры тоже нужно свободное пространство. Школьники выстраиваются рядами перед педагогом или учеником старших классов на некотором расстоянии друг от друга. Если ведущий произносит слово, относящееся к ПДД (пешеход, автомобиль, дорожный знак и т. д.), то ребенку, которому кидают мяч, следует поймать его. А слова, имеющие стороннее значение (облака, торт, компьютер), служат сигналом для пропуска мяча.
Еще один способ проверить и закрепить знания ребят — зарегистрироваться на Всероссийский урок безопасности. Присоединяйтесь к уроку «Правила дорожного движения», который пройдет 25-29 сентября.