«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба
Этот рассказ из цикла «Записки охотника» — программное произведение, однако часто у учителя есть соблазн «пролистать» его, прочитать в сокращении, вскользь упомянув, что Тургенев был настоящим мастером описания русской природы. Однако такого понимания недостаточно, чтобы отдать должное гению Тургенева и свободно использовать этот материал для раскрытия темы сочинения.В чем суть?
«Бежин луг» - произведение на первый взгляд простое, однако, разбирая его, необходимо исключить неточности, которые иногда допускают ученики в сочинениях и устных ответах.
Кто главный герой? Формально, «Бежин луг» - рассказ о детях. На самом же деле его главным героем является русская ночная природа, таинственная и сильная. Да и сами дети, пасущие коней в ночном и коротающие ночь у костерка за страшными историями – дети природы, к которым она до поры до времени благосклонна. А вот рассказчику стихия ночи предстает во всем ее ужасе и великолепии. Ночной пейзаж, полный мистической опасности, мощи и безразличия к заблудившемуся человеку. Это классический пример образа природы в творчестве Тургенева: необузданная сила, живущая своей жизнью, показывающая случайному путнику, что он ей чужой и готовая пожрать его в любую минуту.
Человек и природа. Иногда в ученических сочинениях, реже в учебной литературе, можно встретить высказывания о том, что по изменениям, происходящим в природе, «видно, как меняется настроение рассказчика». Это не совсем точное утверждение: у Тургенева настроение рассказчика всегда меняется вслед за природой; это не отражение настроения человека, а наоборот, реакция человека на изменения во внешней среде. В данном случае, на рассказчика влияют надвигающаяся страшная необъятная темнота, ночные звуки и ночная тишина, неожиданные пейзажи, обманчивые холмы и петляющие тропы. Можно заметить, что природа для Тургенева олицетворяет путь в незнакомый, дикий, иной мир, в котором человек бесправен и немощен. Известно, что Тургенев был по убеждениям атеист, но в то же время он был мистик и обладал удивительной способностью тонко чувствовать страхи, волнения – как в природе, так и в душе человека.

Что взять для проработки?
День и ночь. Тургенев действительно является непревзойденным мастером словесных пейзажей; даже Владимир Набоков, весьма требовательный читатель, который считал Тургенева «ничем не примечательным беллетристом», отдавал ему должное как певцу природы. Рассмотрите с учениками два отрывка: описание утра, с которого начинается рассказ, и описание вечера и ночи, когда рассказчик уже признается себе в том, что заблудился. Обратите внимание на художественные средства, которые использует автор. Можно создать два поля эпитетов и метафор: дневных и ночных. Самые выразительные отрывки, описывающие природу, можно заучить наизусть.
Портреты мальчиков. «Бежин луг» дает нам классический пример литературного портрета. В УМК Т.Ф. Курдюмовой в учебнике для 6 класса изучение рассказа проходит именно в таком ключе; в электронной форме учебника изучение начинается с подробной мультимедийной презентации, посвященной литературному портрету. Затем дается виртуальный тест, где ученикам предлагается узнать персонажа по словесному портрету. Только после этого ученики приступают к разбору рассказа «Бежин луг», уже готовые подмечать все детали и делать выводы о творческом мастерстве Тургенева.
Писатель подробно описывает всех детей, а затем дает их образам раскрыться в полной мере – через манеру говорить, реакции, поведение. Обсудите в классе характер каждого персонажа, а затем попробуйте почитать диалоги по ролям, стараясь подчеркнуть особенности их образов. Ванечка будет больше всех напуган, Федя – брать на себя инициативу, стараться не подавать виду, что ему беспокойно, Павел – может быть даже будет относиться к некоторым страхам товарищей снисходительно. Ученики смогут доказать через манеру чтения свое видение персонажа.
Тема судьбы. В рассказе есть занятная сюжетная линия: в какой-то момент детям нужно идти за водой. Это значит – отойти от спасительного теплого огня, шагнуть в темную бездну враждебной природы, подойти к воде (а в воде-то нечистая сила, о которой только что рассказывали!)… Принести воды решается Павел, самый волевой и смелый из всех детей. Он возвращается, гордый собой и тем, что высшие силы его не тронули. Затем, в финале, мы узнаем, что спустя год после описанного вечера Павел упал с лошади и разбился насмерть. Эту неслучайную деталь стоит обсудить особо: волевые персонажи присутствуют в романах Тургенева, они притягательны и интересны, но в финале судьба непременно находит таких и наказывает за то, что человек смел и готов действовать.
Что обсудить на классном часе?
Для юных героев рассказа «Бежин луг» бытовая мистика – народные поверья, домовые, русалки – неотъемлемая часть повседневной жизни, способ объяснить все необъяснимое. Но почему детям XXI века, имеющим доступ к любой научной информации, по-прежнему так нравятся «ужастики» - «Жуткий детский фольклор», собранный и обработанный Эдуардом Успенским, многочисленные триллеры Стивена Кинга, «аниматроники» и т.д.? Что можно найти для себя в мистической литературе – возможность «пощекотать нервы», привлечь внимание сверстников, или нечто большее? Может быть, в наши дни мы также склонны искать объяснения непонятным явлениям не в сфере науки, а в бытовой магии?

Что оставить на будущее?
Тургенев – писатель необыкновенно реалистичный. Он ничего не придумывает, а только наблюдает и описывает реальных людей, природу, события. Страшные истории из рассказа «Бежин луг» тоже не были придуманы писателем: это реальные бытовые легенды, бродившие по его родовому имению Спасскому-Лутовинову. Детство Тургенева было наполнено этими жутковатыми историями – скорее всего, это сыграло свою роль в его дальнейшем тяготении к мистике. Так пишет об этом Юрий Лебедев:
«…Все легенды об основателе Спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга».
Сам Тургенев всячески избегал родового склепа Тургеневых на Спасском кладбище и ни за что не хотел быть там похоронен: с детства эти места вызывали у него страх. Еще одно «нечистое место» в Спасском-Лутовинове – заброшенная усадьба на Ивановском поле. От дома, сада и парка остались только канавы, пересохший пруд и три высокие ели, росшие близко одна от другой. «В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку», - рассказывает Юрий Лебедев.
Отголоски этой истории впоследствии прозвучали в романе «Рудин»; зловещий пейзаж Ивановского Тургенев использовал как одну из декораций к действиям романа.
«Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом… Тут же существовала усадьба. Она давным-давно исчезла. Две огромные сосны напоминали о ней; ветер вечно шумел и угрюмо гудел в их высокой, тощей зелени... В народе ходили таинственные слухи о страшном преступлении, будто бы совершенном у их корня; поговаривали также, что ни одна из них не упадет, не причинив кому-нибудь смерти; что тут прежде стояла третья сосна, которая в бурю повалилась и задавила девочку».
Итак, Тургенев был мистиком; его привлекали сюжеты, связанные с необъяснимыми силами, будь то судьба, рок или бытовые поверья. Наиболее мистические свои произведения Тургенев писал в конце жизни; их создание принято связывать с тем, что в последние месяцы жизни Тургенев мучился от рака спинного мозга, не мог жить без морфия и часто жаловался на кошмарные сны. Самые поздние произведения Тургенева не входят в школьную программу, их можно оставить «на вырост» наиболее заинтересованным ученикам.
