Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (2 урока)
Технологическая карта урока
Автор, разработчик |
УМК «Музыка. 8 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеев. |
||
Предмет |
Музыка |
||
Класс |
8 |
||
Межпредметные связи |
Литература. |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
||
Тема урока |
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. (2 урока) |
||
Художественно-педагогическая идея урока: |
«Тайна сия велика есть…» |
||
Цели (планируемые результаты) |
Предметные результаты:
Личностные результаты: инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач. Метапредметные результаты:
|
||
Художественный материал: |
Музыка
Литература
Поэзия
|
||
Материалы и оборудование: |
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран Цифровые образовательные ресурсы: компьютерная презентация, музыкальные записи. |
||
Список используемой литературы: |
Искусство. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012. Рабочие программы. Искусство : Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 – классы : учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2013. Я. Платек. Верьте музыке. – М.:Советский композитор, 1989 г. Сборник стихов / Музыка и поэзия – М.: Музыка, 1980 |
||
Интернет-ресурсы: |
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя (включая задания для учащихся) |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (формирование УУД) |
Организационный момент.
|
1. Вход в класс под музыку «Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича. Учитель исполняет начало песни:
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?... На экране (доске) «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора. |
Размышления учеников в процессе диалога. – Очевидно ответом на эти вопросы, будет музыка! |
Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. |
2. Работа с текстом. Вариант 1. Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен».
Ты – Прометей, сгорающий в огне, Перед богами, как и он, греховен. |
Вариант 2. |
Познавательные:умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений, умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы. Личностные:осмысленное чтение стихотворения. Совершенствование диалоговой формы общения. Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе. |
– Образ, какого композитора представлен в этих строках? |
– Речь идет о Л. Бетховене. |
||
– С какими произведениями Бетховена вы знакомы? |
Ученики вспоминают произведения, с которыми встречались на уроках музыки и во внеурочное время. |
||
Постановка учебной проблемы. Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности) |
– Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке? Кто будет нашим собеседником? 3. Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения. Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия.
|
– Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы. Предполагаемые ответы. |
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обсуждение характера и настроения музыкального произведения. Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров. |
– Какое движение наблюдается в музыке? |
– Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д. |
||
– Каков характер музыки на ваш взгляд? |
– Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – нужно слушать! |
||
Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки. |
– Правильно. Но прежде чем слушать музыку, обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем! Учитель читает высказывание поэта по альбому.(Материал в книге Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127) 4. На слайде нотная страница первой части сонаты №14. – Что же хранят в себе эти таинственные звуки? |
|
Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности. Анализирование приемов развития в музыкальном произведении. Личностные: выявление жизненного содержания сонаты и песни, духовно-нравственных установок содержания. Регулятивные: планирование действий для решения проблемы.
Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости |
Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха). – Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота – соль диез! |
– Вздох, стон, как выражение безысходности переживания. |
||
Через вокализацию мелодии, демонстрацию нотной страницы первой части сонаты, учащиеся в процессе подводящего диалога приходят к выводу, что это музыка первой части сонаты № 14. |
Учащиеся на одном звуке или слоге разучивают 1-ое предложение, осмысленно исполняя мелодию. |
||
Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14. – Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему? О чем поведал нам композитор? |
Грусть, печаль… Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части. |
||
5. Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий первой части сонаты. |
Групповая форма работы со стихотворением М. Саленко. На карточках фрагменты стихотворения по частям (по два абзаца на каждую часть сонаты). Каждая группа (3-4 гр.) получает по три карточки. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают нужный фрагмент. Зачитывают и объясняют , почему они так думают. |
||
– Мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей. – О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части? Настрой на слушание второй части. Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий второй части сонаты. 6. Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы: |
Размышления учащихся. Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности. Анализ произведения. |
||
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?.. Кто повенчал в этом мире песню и певца?..» – Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы. |
– Только любовь! |
||
Учитель играет фрагмент песни. – О чем эта песня? Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают. 7. Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни:невозвратимость, несбыточность, неизбежность» |
О трудной жизненной дороге композитора. Работа над песней. Совершенствование вокально-хоровых навыков. |
||
Как вы понимаете эти слова? – Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки? |
Размышления учащихся. – Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д. – Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться. – Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится. |
||
Определение домашнего задания. |
Домашнее задание: Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения? Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича. |
|
Личностные:умение рассказывать о влиянии музыки на человека; Рефлексия собственной деятельности. Регулятивные: умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Познавательные:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, рефлексия; Коммуникативные: адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. Создание творческих работ, написание эссе по заданной теме. |
Урок № 2 |
|||
Продолжение темы предыдущего урока. |
При входе звучит Фантазия С. Баневича. Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. – Мы продолжаем тему предыдущего урока. |
Размышляют, высказывают свои предположение. |
Познавательные:Умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы. Личностные:умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая свой ответ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Освоение диалоговой формы общения. Регулятивные: умениесоотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе. |
Актуализация знаний. |
– О какой музыке мы говорили? |
Слушание музыки. Анализ произведение. |
|
Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки.
|
«Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодования, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой». |
|
|
Слушание сонаты целиком. Соотношение 3 части сонаты с формулой Набокова. I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.
II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта. |
Аргументированные ответы учащихся. |
||
Обобщение. |
«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…» |
|
|
– Почему эта музыка так значима для нас? |
Размышления учащихся. |
||
Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)
|
Рефлексия. Сегодня для меня было открытием… Я понял, что… Я почувствовал, что… |
|
|
Домашнее задание: |
Написать эссе о сонате № 14 Л. Бетховена. |
|
|
Пояснительная записка
Данный урок в 8 классе можно провести во второй четверти по теме «Мир человеческих чувств». В центре внимания соната № 14 Л. Бетховена. В седьмом классе дети знакомятся с первой частью сонаты в рамках темы «В чем состоит сущность музыкального содержания». Погружение в содержание столь значимой музыки, как соната № 14, позволяет обучающимся шире взглянуть на музыкальный мир Бетховена. Раскрыть и почувствовать содержание музыки. Заглянуть за тайную завесу внутренних переживаний композитора. Дети пытаются сами предугадать, о чем скажет композитор в последующей части? На раскрытие темы потребуется два урока, из-за большого объема художественного материала. Главное, чтобы состоялся диалог между учениками и композитором, его музыкой. Роль учителя быть проводником в мир музыки, наполненной чувствами и переживаниями. Разработка урока представлена в виде диалога У (учитель) – Д (ученики). Конечно ответы детей примерные, все разнообразие их мнений изложить невозможно. Обращение к стихам позволит глубже осознать глубину чувств и переживаний, отраженных в музыке. Песня «Дорога» С. Баневича из к/ф «Никколо Паганини» поможет детям прочувствовать образ композитора, его тернистый жизненный путь и ответить на вопрос, что движет солнца и светила, «Тайна сия велика есть…». Это любовь! Несмотря на то, что песня звучит в фильме о Паганини, содержание ее созвучно с жизнью Бетховена, превратностями его судьбы. Ранее, песня была частично разучена, в контексте другой темы. Следует обратить внимание на домашнее задание. Учащимся будет предложено задание. После прослушанной музыки (1,2 части сонаты), соотнести каждую с трехсложной формулой человеческой жизни по В. Набокову: невозвратимость, несбыточность, неизбежность. Это задание позволит учащимся поразмышлять над жизнью, иначе посмотреть на музыку Бетховена. Данная разработка урока это авторский подход к раскрытию темы «Мир человеческих чувств» через музыку великого композитора, который «переинтонировал» в музыку самое сокровенное свои мысли и чувства. «Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира. Выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда дает неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека» (учебник 7 кл., стр. 18).
Художественно-педагогическая идея урока: «Тайна сия велика есть…».
Цели:
- Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный анализ произведения показать «переинтонирование» чувств композитора в музыку.
- Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства.
Художественный материал:
Музыка:
- Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога».
- Л. Бетховен. Соната №14.
- С. Баневич «Дорога».
Литература: Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке» Я. Платека.
Поэзия:
- М. Саленко. «Лунная соната»
- П. Михни. «Бетховен».
- «Ода Бетховену» О. Мандельштам.
Урок №1
1. При входе звучит «Фантазия на тему песни «Дорога» С. Баневича.
Дети проходят на свои места. Учитель исполняет начало песни без фразы «Только любовь», (т.е. вопросы остаются без ответа):
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»
Слайд № 2
Дети уже знакомы с этой песней, но первая часть песни звучит для них впервые, так как им предстоит ответить на вопросы песни, а ответ один – «только любовь». Я преднамеренно разбила работу над этой песней на два этапа в соответствии с темой урока.
У.: «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? Что движет солнце и светила? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора… (выход на композитора через стихи или музыку, которая звучала на уроках раньше). Слайд №3
2. Работа с текстом
Вариант 1
Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен».
Слайд №4
Вариант 2
Ученики построчно, с выражением читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.
Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в огне не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен.
У.: Образ, какого композитора представлен в этих строках?
Д.: Композитор Л. Бетховен, так как в стихотворении говорится о его симфониях «Пасторальной», пятой.
У.: Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке? Кто будет нашим собеседником?
Д.: Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.
У.: С какими произведениями Бетховена вы знакомы?
Ученики вспоминают музыку, которую они слушали раньше.
У.: Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения.
Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия.
Слайд №5
У.: Какое движение наблюдается в музыке?
Д.: Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д.
У.: Каков характер музыки на ваш взгляд?
Д.: Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – музыку нужно слушать!
У.: Правильно. Но прежде обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем!
Учитель читает высказывание поэта по альбому. (Материал в книге Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127) В своих метафорах вот как он говорит об этом.
Слайд № 7
«Нотное письмо ласкает глаз не меньше чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт – это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом.
Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, – ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат…
Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов – это конечно, Бетховен, но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку – это тоже Бетховен».
У.: Что же хранят в себе эти таинственные звуки?
Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха).
Слайд №8
У.: Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота – соль диез!
Д.: Вздох, стон, как выражение безысходности переживания.
Вокализация первого предложения.
У.: Знакома ли вам музыка?
Этот вопрос возникает неслучайно, дети слушали эту музыку в седьмом классе в рамках рассмотрения темы «В чем состоит сущность музыкального содержания».
Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14.Учащиеся вспоминают, что соната посвящена его ученице. «Вроде фантазии» – так назвал свое сочинение композитор. «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди». Соната №14 открывает собой XIX век, романтический век. А немецкий поэт Рельштаб назвал ее «Лунной».
Слайд № 9
У.: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему? О чем поведал нам композитор?
Прошел год, после первой встречи с сонатой. Дети иначе воспринимают музыку.
Д.: Грусть, печаль…Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части.
У.: Значит, I часть сонаты раскрывает нам душевные переживания композитора. Adagio – медленная, скорбная. По выражению Александра Серова, эта часть выражает "смертельное уныние". Вот как выражает свои чувства о музыке Маргарита Саленко.
Слайд № 10
У.: Но мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей. О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?
Далее размышления детей, какой возможно будет музыка. Контрастной по отношению к 1 части, изменится содержание. Может быть, три части соответствуют прошлому, настоящему и будущему? Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности.
Настрой на слушание II-ой части. Размышления о прослушанной музыке.
Д.: Музыка сменила краски! Стала светлой, радостной. Как солнца луч, прорезался сквозь тучи. Возможно, это приятные воспоминания.
У.: Да, ваши предположения оказались верными. Какой из образов соответствует музыке II части? Тайна любимого лица, романтический луч счастья, мелодия, счастливый сон средь мрачной действительности. Если в I-й части – ночь, тишина, одиночество, мужественная скорбь, то во II-ой – «цветок между двумя безднами» (Ф. Лист), женственный образ юной Джульетты, портрет любимого лица. Вторая часть – Allegretto – маленькая лирическая часть сонаты.
У.: Вновь обратимся к стихам Маргариты Саленко.
Слайд № 11
Можно предложить групповую форму работы со стихотворением М. Саленко. Каждая группа (3-4 гр.) получает карточки со стихами. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают соответствующий фрагмент, зачитывают и объясняют , почему они так думают. Чтобы работа не затянулась, надо использовать прием мозгового штурма. На решение задачи 2-3 минуты.
У.: Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы:
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»
Слайд №12
Д.: Только любовь!
У.: Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы.
Учитель играет фрагмент песни.
У.: О чем эта песня?
Д.: О трудной жизненной дороге композитора.
У.: Жизнь Бетховена была трудной: незнатного происхождения, страдающий от денежной нужды да ещё оглохнувший, одинокий…Тяжелая жизнь, сложная судьба…
Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают.
У.: Вернемся к началу урока, эпиграф на экране «Тайна сия велика есть…». Так в чем же тайна сия?
Д.: В любви!
3. Рефлексия
- Сегодня для меня было открытием…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
У.: Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность».Как вы понимаете эти слова?
Слайд № 17
Д.: Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д. Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться.
Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.
У.: Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?
4. Домашнее задание
Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения?
Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.
Урок № 2
1. При входе звучит Фантазия С. Баневича.
«Мы вновь идем по трудному, тернистому пути великого композитора, чья жизнь – образец мужества, сильного духа, жизнелюбия, ибо только человек любящий жизнь способен противостоять превратностям судьбы …»
Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. Вспоминаем содержание первой и второй частей сонаты № 14 Бетховена, пользуясь словами В. Набокова «тройная формула человеческой жизни» соотносим: невозвратимость – тема I-ой части; несбыточность – тема второй части.
У.: Что ожидает нас в третьей части? (дети высказывают свои мнения).
Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты.
После прослушивания – выход на образ.
Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодование, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой.
У.: Вновь обратимся к стихам М. Савенко.
Слад № 18
2. Слушание сонаты целиком
I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.
II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта.
III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека.
Обобщение.
«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…»
У.: Почему эта музыка так значима для нас? В чем её современность?
Д.: Рано или поздно человека настигает Любовь. Каждый может испытать это чувство. Какой она будет?
3.
У.: Какие впечатления от музыки Бетховена выразил О. Мандельштам «в тех строках «Оды Бетховену», где интуиция готова проникнуть за покров тайны…»
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего,
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!
Размышления учащихся.
4. Домашнее задание
Написать эссе о сонате №14.