Белые и красные. Есть ли победитель?(Гражданская война в России)
А я стою один меж них,
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за другихМ. Волошин
Цель урока:подвести к пониманию того, что Гражданская война– трагедия всего российского общества
Задачи:
- закрепление и расширение знаний учащихся о Гражданской войне;
- формирование умений и навыков у учащихся: работать с текстом учебника, документами, анализировать и систематизировать фактический материал;
- умениеформулировать собственную точку зрения на исторические события, выступать перед аудиторией.
Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии
Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная
Необходимое техническое оборудование: ПК и мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Гражданская война и интервенция», учебные картины, фонограмма песни «Смело мы в бой пойдем»
Основные понятия и знания: Гражданская война, красные, белые, РККА, Реввоенсовет
Межпредметные и межкурсовые связи
История Нового времени – «Гражданская война в США»
Новейшая история – гражданская война в Испании
Важнейшие даты и события:
- Первый этап Гражданской войны – апрель-май – ноябрь 1918 г.
- Второй этап Гражданской войны – декабрь 1918 – март 1920 г.
- Третий этап Гражданской войны – апрель-ноябрь 1920 г.
Исторические персонажи: В.И. Ленин,А. И. Деникин, А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, П.Н. Врангель, М.Н. Тухачевский, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Л.Д. Троцкий
Предполагаемые результаты:
- Предметные: учащиеся узнают о: 1) о причинах, этапах и основных событиях Гражданской войны; 2) о мыслях и чувствах людей в годы Гражданской войны; 3) о результатах гражданской войны.
- Надпредметные: Эмоционально-ценностное отношение к истории своей страны, формирование гражданской позиции.
- Метапредметные: 1) формирование навыков отбора и обработки информации в соответствии с целевым назначением создаваемого учебного продукта; 2) логическое построение ответа, аргументация своей точки зрения; 3) развитие критического и творческого мышления; 4)развитие воображения, эмпатии, креативных способностей, рефлексии, эмоционально-чувствительной сферы личности.
- Личностные: 1) формирование способности находить в себе силы противостоять жизненным обстоятельствам2) совершенствование навыка публичного выступления, ведения диалога и дискуссии; 3) умение использовать соответствующий поставленной задаче стиль речи и предметно-терминологический язык; 4) соблюдение требований дресс-кода при работе на публику; 5) повышение ответственности за свой личный вклад в командную работу, умение работать в команде; 6) непроизвольное втягивание в посильную работу слабых учащихся, повышение их самооценки и ответственности
Словарь занятия:
Аргументация – приведение доводов, аргументов; совокупность аргументов в пользу чего-либо
Аксиологический анализ – анализ с точки зрения представленных ценностных ориентиров и стереотипов.
Документ – письменный исторический источник;
Источник исторический – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя, которое может быть использовано для какого-либо утверждения о прошлом;
Многоуровневый анализ исторических документов – комплексный подход к изучению источника на основе вопросов атрибутивного, историко-логического, критического, аксиологического и праксиологического характера.
Праксиологический анализ исторического источника – изучение и оценка документа с точки зрения его важности и полезности в изучении прошлого, в понимании настоящего.
Структура и ход урока (План)
- Организационный этап.
- На фронтах Гражданской войны
- Дискуссия «Есть ли победитель?»
- Итоги.
I. Этап мотивации и актуализации
1. Вступительное слово учителя. В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война нередко как бы заслоняет войну гражданскую. Но как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы: гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном. Мы ничего не поймем в тех событиях, если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами. У тех ,кого зовем красными, была своя правда, а у тех кого считаем белыми, – своя.
Давайте вспомним основные события гражданской войны
1) Что такое гражданская война? Назовите примеры из мировой истории?
2) Когда началась война? Какие существуют варианты ответа на этот вопрос?
3) Назовете основные периоды войны
Первый этап Гражданской войны – апрель-май – ноябрь 1918 г.
Второй этап Гражданской войны – декабрь 1918 – март 1920 г.
Третий этап Гражданской войны – апрель-ноябрь 1920 г
4) Покажите на карте, где располагались основные очаги сопротивления большевикам.
5) Какие силы действовали в гражданской войне?
6) Какую роль сыграла интервенция в гражданской войне?
7) Каким образом гражданская война коснулась территории нашей губернии.
Считаете ли вы истинными эти высказывания?
1) Расстрел царской семьи – справедливое возмездие за совершенные преступления.
2) Польский народ приветствовал поход Красной Армии на Варшаву.
3) Нежелание социалистических партий найти компромисс способствовало развязыванию войны.
4) Мужество и героизм были присущи в этой войне и той и другой стороне.
5) Самым выдающимся полководцем Красной Армии был Тухачевский.
6) Основную часть всех воевавших армий составляло крестьянство.
7) «Военный коммунизм был единственно возможной политикой в годы войны».
8) Большую роль в привлечении офицеров на сторону Красной Армии сыграли Сталин и Ворошилов.
Обратите внимание на картины.( Приложение 3) Что их объединяет?
Какие чувства людей того времени хотели донести художники?
Вопрос: Были ли победители в гражданской войне? Можно ли вообще победить в такой войне?
Звучит музыка «Смело, мы в бой пойдем.»
Участники войны пели одни песни, но с разными словами. О чем это говорит? (Приложение1)
Дом поэта в маленьком поселке Коктебеле в Крыму в годы гражданской войны был одним из немногих мест, где уважение к личности человека значило больше, чем политические пристрастия, а терпимость одерживала верх над ненавистью. Обитатель этого дома неоднократно заступался за большевиков, арестованных врангелевской контрразведкой, за офицеров, оказавшихся в застенках ЧК. Ни белые, ни красные не считали поэта М. Волошина своим: в стране, где посылали людей на смерть из-за малейших оттенков политических взглядов, он оказался непонятным, подозрительным.
II.Этап включения в систему знаний и повторения.
|
Вопрос учителя |
Действия учеников |
Предполагаемый ответ |
1 |
Назовите. Были ли у гражданской войны условия, предпосылки, причины, истоки? Используйте стихотворение М.Волошина «Гражданская война». (Приложение 2) |
На основе изученного материала отвечают на вопрос. |
– до 1861г господствовало крепостное право, порождавшее крайние формы социального неравенства – непримиримость революционеров на недальновидную политику последнего монарха – резкий рост ожесточенности в обществе в завершающий момент I Мировой войны – неспособность Временного правительства обуздать стихию и на восприимчивость масс к идеям большевиков, открыто призывавших к гражданской войне. |
2 |
Сделайте вывод.
|
Делают вывод.
|
Предпосылки гражданской войны существовали.
|
Кто виноват в развязывании гражданской войны?
|
Отвечают на вопрос.
|
– кадеты: весной 1918 г они создали в Москве подпольный национальный центр. Тесно связанная с Добровольческой Армией, эта организация готовила восстание в Москве. Был разработан план восстания, закуплены партии оружия. Осенью 1919 г заговор был раскрыт, основные руководители Национального центра расстреляны. – меньшевики продолжали политическую борьбу с большевиками, а правые эсеры перешли к борьбе революционной -после создания однопартийного правительства большевики обострили положение тем, что распустили Учредительное собрание и заключили Брестский мир с Германией на фоне роста антибольшевистских настроений . |
|
Вывод:
|
Делают вывод.
|
Обе стороны в той или иной степени виновны в развязывании гражданской войны.
|
|
3 |
Можно ли было предотвратить гражданскую войну? Как это можно было сделать? Почему стороны не пошли на уступки?
|
Отвечают на вопрос. |
Можно. Если бы каждая сторона пошла на уступки. Основная причина-борьба за власть. |
4
|
Работая с документом, ответьте на вопрос: Каковы были цели борьбы? За какие идеалы белые и красные подняли оружие? (Приложение 4) Может быть, ответив на эти вопросы, мы сумеем понять, почему по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники. Так штаб Фрунзе возглавил Н.С. Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат – П.С. Махров. В штабе у Тухачевского работал генерал И. В. Сологуб, а в штабе у Пилсудского – его двоюродный брат В.А. Сологуб. Обратите внимание на картину «Братья» (Приложение 3) И там и здесь между рядами |
Работают с документами |
Белые: стремились к осуществлению не менее смутного идеала, в демократическом, патриотическом тоне. Красные: построение царства социализма в мировом масштабе путем перманента революции, одним из элементов которого является гражданская война. |
|
Приложение 5 Каковы формы проведения гражданской войны? Кто виноват в развязывании террора? В. Бортневский «Жестокости красного террора могут быть объяснены (не оправданы) накопившимся озлоблением неимущих, их низким культурным уровнем, популярностью анархистских настроений. А жесто-кости белого террора в большинстве своем культурные и образован-ные люди могли творить насилие в таком размере? В. Шульгин: «Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти разбойниками». (см. стихи М. Цветаевой) |
Работают с документами |
Виноваты красные, но белые их поддержали |
5 |
Кто и почему победил? И какой ценой? |
Отвечают на вопрос |
|
6 |
Какие уроки мы могли бы извлечь из гражданской войны? |
Отвечают на вопрос, размышляют |
Красные, так как белые были разобщены и недостаточно организованы Белые: необходимость единства действий, согласованности, Выдвижения более привлекательных и понятных массам лозунгов. Красных: война утвердила в мысли о том, что самые жестокие действия способствуют достижению победы. Неосновательность своих надежд на мировую революцию. Невозможность проведения прежней экономической политики. – гражданская война является страшным бедствием, ужасной национальной трагедией – важной ценностью является не идея, а человеческие жизни – в гражданской войне не может быть победителей – необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам. |
Клод Анри де Сен– Симон как-то писал, что если Франция внезапно потеряет по 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души. Россия в годы гражданской и I войны потеряла гораздо больше .(около 10 млн человек) Так есть ли победитель в такой войне ? Можно ли в ней победить? У М. Цветаевой есть такие строки: Все рядком лежат, - Не развесть межой, Поглядеть: солдат! Где свой, Где чужой? Белым был – красным стал: Кровь обагрила Красным был – белым стал Смерть побелила. |
Размышляют, дискутируют, формулируют сои ответы
|
Нет, т.к. это победа – -над общечеловеческими принципами.(см. картину «Братья»
|
|
Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли вы с автором? Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны? |
|
Понадобились десятки лет, чтобы заново оценить те события и осознать простейшую из истин. В гражданской войне нет ни победителей, ни побеждённых: это народная трагедия. |
III. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Чтение стихотворение И. Северянина
Я чувствую, близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим,
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет, грозно судим.
И спросят избранники – русские люди –
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркий культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата, рубя и разя…
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя».
И судьи умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И просят: «Но кто же зачинщик виновный?» -
И будет ответ: «Виноват весь народ».
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви…»
И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден; мы – братья твои!»
Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье, великий народ!
IV. Подведение итогов. Оценки.
Д/з: Ответить на вопросы:
- Возможна ли гражданская война в наше время и каковы будут ее причины?
- Как не допустить гражданской войны в России?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.