Азбука для дошкольников – помогаем научиться вдумчиво читать и грамотно писать
Умение читать обещает успешность в первом классе — но только на первых порах. Все зависит от методики, по которой ребенка обучали грамоте. В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», наш автор, доктор педагогических наук и ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова продемонстрировала эффективную методику и задания из тетрадей «Азбука для дошкольников» УМК Н. Ф. Виноградовой.
Создаем базу для читательской грамотности
Согласитесь, есть некоторая разница между умением читать и умением читать вдумчиво. Так же, как между умением писать и умением грамотно писать. Мы, взрослые, ежедневно сталкиваемся с огромными объемами информации, которую приходится анализировать, классифицировать. Погружаться в содержание текстов становится все сложнее. Дети находятся в точно такой же ситуации, и в будущем инфопоток будет только расти. На фоне этого в последние годы широкое распространение получил термин «смысловое чтение». Однако чтение без осмысления — это в принципе оксюморон, так не бывает. Любое обучение чтению должно быть сопряжено с пониманием смыслов.
Многих родителей остро волнует вопрос: когда начинать обучать ребенка чтению и письму: перед школой, или же оставить это педагогам начальных классов?
Специалисты утверждают, что на вопрос нет однозначного ответа. Есть такие факторы как особенности самого ребенка и особенности группы, в которой он занимался до школы. Среди родителей бытует убеждение, что ребенок, пришедший в первый класс с умением читать, будет успешнее детей, которые читать не умеют. Безусловно, поначалу во многих аспектах ему будет легче. Ну а дальше ситуация развернется в зависимости оттого, как именно проходило дошкольное образование.
Сегодня существует множество методик раннего обучения чтению и письму. При этом некоторые из них направлены на сиюминутный результат: продемонстрировать родителям появление у ребенка требуемого навыка. Но что будет дальше? Как будет развиваться читательская и орфографическая грамотность? Требуется надежный фундамент.
«Пока не сформируем предпосылки, полноценное обучение чтению не начнется».
Предпосылки включают: слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственные представления, связную речь, развитую моторику, умение работать с множеством предметов и классифицировать их. На эти предпосылки и ориентировались авторы тетрадей «Азбука для дошкольников», вышедшие в популярной серии пособий «Предшкольная пора» (под ред. Н. Ф. Виноградовой). В азбуке реализована методика Лидии Журовой, основанная на методе Даниила Эльконина. Занятия по тетрадям приводят к конкретному результату – созданию предпосылок и введению в чтение.
Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму
- Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
- Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
- Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
- Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
- Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
- Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
- Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
- Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
- Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
- Включается в коллективную беседу, задает вопросы.
Этапы обучения грамоте по Л. Е. Журовой
Первый этап
Подготовка предпосылок и отработка умений, к которым в школе подходят лишь фрагментарно:
- Интонационное выделение звуков в слове (дошкольники к этому очень склонны, для них это игра).
- Подбор слова с заданным звуком.
- Определение первого звука в слове.
- Поиск твердых и мягких согласных в слове (без терминологии).
Примеры упражнений
Упражнение 1
Выдели звук, который часто встречается в названии этих объектов. Как ты понимаешь звук «ш»? Вспомни, что шуршит. Попробуй пошуршать. Есть ли в слове «журавль» звук «ш»? В каких еще названиях нам встречается звук «ж»?
Упражнение 2
Есть звук «з», который издает большой комар. Есть звук «зь» от маленького комара. Есть «ж» — его издает жук. Распредели объекты в воздушных шариках в зависимости от того, какой звук есть в их названиях: «з», «зь» или «ж».
Второй этап
Обучение звуковому анализу слова с использованием фишек.
Пример упражнения
- Что ты видишь на картинке? (Дети могут ответить «избушка», «дача»).
- Давай проверим, какое из этих слов подходит по звукам под количество клеток (Одновременно с произнесением слова идет продвижение указки или руки по схеме звукового состава).
- Какой звук в этом слове первый? (Слово произносится с интонационным выделением первого звука).
- Давай повторим этот звук (Звук произносится изолировано — так, как он слышится в слове).
- Обозначим этот звук фишкой (Фишка ставится в первую клетку).
- Определим следующие звуки (Аналогично проговаривается и обозначается фишкой второй звук, затем третий).
- Прочти слово целиком.
Третий этап
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.
Пример упражнения
Разгадай кроссворд. Соедини слова с рисунками.
Четвертый этап
Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Освоение механизма чтения.
Пример упражнения
Определи, на какую букву: «у» или «ю» — указывает стрелка? Какой согласный звук: твердый или мягкий — предшествует гласному?
Пятый этап
Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.
Пример упражнения
Для некоторых дошкольников звуки в слове — высочайший уровень абстракции. Таким детям нужен индивидуальный подход. На этапе введения в чтение и письмо важно не контролировать, а помочь разобраться в новых сложных знаниях.
#ADVERTISING_INSERT#