Авторские игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием "благотворительность" на основе модели "Лучики добра"
Аннотация к методической разработке
Авторские игры по ознакомлению дошкольников с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра» могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста, учениками начальной школы, в работе с родителями для проведения мастер – классов и тренингов. Методика авторских игр разработана с учетом принципов деятельностного и системного подхода, отвечает требованиям ФГОС ДО, позволяет сформировать у детей систему знаний о благотворительности, мотивирует их на оказание благотворительной помощи.
Методическая разработка «Лучики добра» состоит из игр следующей направленности: дидактическая, сюжетно-ролевая, развивающая, подвижная. Актуальность и эффективность использования приемов игровой технологии на современном этапе дошкольного образования очевидна, так как игра является ведущим видом детской деятельности. Разработанные авторские игры на основе модели «Лучики добра» можно использовать:
- в организованной образовательной деятельности педагога с детьми;
- в самостоятельной детской деятельности;
- в работе с родителями,
- в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах работы с детьми;
- как отдельную педагогическую технологию;
- как часть занятия;
- как часть проекта, акции или другого мероприятия, посвященного благотворительности.
Цель данной разработки: активизировать благотворительное движение в группе детского сада, и за ее пределами.
Задачи:
- сформировать у старших дошкольников, их родителей представление о благотворительности, благотворителях, категориях нуждающихся в ней, местах их проживания или временного нахождения, способах оказания благотворительной помощи;
- привлечь воспитанников и родителей к социально – значимой деятельности-благотворительности, вызвать желание постоянно оказывать помощь нуждающимся;
- развивать логическое мышление, внимание, навыки коммуникации;
- воспитывать, доброжелательность, сострадание, милосердие.
В основу разработки игровой методики «Лучики добра положены приемы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач): системная «паутинка», дробление, объединение, эмпатия, символьная аналогия.
Системная «паутинка» по теме «Благотворительность – это?»
Синим цветом, выделены направления благотворительности, которые могут быть использованы в образовательной деятельности со старшими дошкольниками и учениками начальной школы. Степень использования педагогом разветвленности системной «паутинки» зависит от возрастных, индивидуальных особенностей детей, развития их кругозора.
Модель «Лучики добра»
Схемы для усложненного варианта игр
Описание модели
Модель состоит из 5 съемных элементов», в усложненном варианте из 9. В центре схема «Солнышко с лучиками», по периметру располагаются 8 схем (размер 20х20см): «Инвалиды», «Старики», «Люди в беде», «Дети», «Бездомные животные», «Растения», «Птицы», «Окружающий мир» Во время игры элементы крепятся на магнитной или иной доске, или раскладываются на столе. Для прочности данные схемы можно заламинировать. Количество используемых схем в играх зависит от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Развивающая игра «Что в квадрате?
Цель: Закрепить у детей представления детей о благотворительности. Учить выделять из групп подгруппы, правильно определяя признаки социальной нужды людей. Развивать логическое мышление, внимание, умение работать в команде. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, сострадание, желание прийти нуждающимся людям на помощь.
Оборудование: модель «Лучики добра», магнитная доска
Ход игр
На доске простой вариант модели «Лучики добра». Сначала можно попросить детей назвать, кто посылает лучики добра нуждающимся. Кому нужны лучики добра? Группа делится на четыре команды. Каждой команде дается одна схема из модели. На обратной стороне схемы нарисованы точки, воспитатель спрашивает, как называется их схема. Например, «Люди в беде», объясняет, что квадрат – это люди в беде, а что означают точки в этом квадрате?
Люди в беде – это кто? (Пострадавшие от стихийного бедствия: наводнения, пожара и т.д., пострадавшие в катастрофе: в аварии, от взрыва т.д., пострадавшие во время военных действий, беженцы, бездомные и т.д.)
Схема «Старики» – это кто? (Это одинокие, тяжелобольные, немощные старые люди и т. д.)
Схема «Дети» – это кто? (Это сироты, тяжелобольные, из малообеспеченных семей и т.д.)
Схема «Инвалиды» – это кто? (Это люди с физическими, психическими, сенсорными, умственными отклонениями).
За каждый правильный ответ команды получают один балл, за помощь команде соперников, тоже добавляется балл.
В усложненном варианте добавляются схемы: «Животные», «Птицы», «Окружающий мир». Побеждает команда больше всех назвавшая вариантов.
Автор: Гарбузова О.В.
Развивающая игра «Разведчики»
Цель: Закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о том, какие социальные группы людей нуждаются в благотворительности, посредством метод. Учить классифицировать картинки по содержанию, выделяя признаки социальной нужды людей. Развивать логическое мышление, внимание, умение работать в команде. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, сострадание, желание прийти нуждающимся на помощь.
Оборудование: картинки с изображением людей в разных жизненных ситуациях, рисунок солнышка с лучиками, схемы «Старики», «Инвалиды», «Дети», «Люди в беде», магниты
Ход игры
На магнитной доске модель «Лучики добра». Перед началом игры педагог проводит беседу о значении схем в данной модели. Далее спрашивает, кто такие разведчики (люди, которые добывают нужную информацию), предлагает поиграть в «разведчиков». Ставит перед детьми цель: найти людей, которые нуждаются в благотворительности. Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены люди в разных жизненных ситуациях (нуждающиеся в помощи и не нуждающиеся), делит детей на четыре команды. На столе лежат модели, перевернутые обратной стороной. Каждая команда выбирает себе условное обозначение (схему) и подбирает к схеме сюжетные картинки, подходящие по содержанию к ней. Игру можно проводить на время, в зависимости от возрастных особенностей детей. После окончания игры, идет проверка выполненного задания, за каждую неправильно подобранную картинку снимается очко. В конце игры схемы-модели прикрепляются к лучикам солнышка, дети снова перечисляют, какие социальные группы людей нуждается в помощи. (Иллюстрации в приложении к игре «Разведчики»№1-2-3-4)
Второй вариант игры (усложненный): к данной модели можно добавить схемы «Животные», «Птицы», «Деревья», «Окружающий мир».
Автор: Гарбузова О.В.
Дидактическая игра «Угадай, где я живу?»
Цель: Закрепить представления детей, о том, где живут люди, нуждающиеся в благотворительности. Развивать логическое мышление, внимание, умение работать в команде. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, сострадание, желание прийти нуждающимся людям на помощь.
Оборудование: модель «Лучики добра», магнитная доска.
Ход игры
Дети делятся на две команды. Воспитатель показывает модель «Лучики добра». Выделяет одну из схем. Например, схему «Старики». Каждая команда получает задание: назвать, где живут старики, нуждающиеся в помощи (дом престарелых, приют, дом ветеранов, можно называть места их проживания в своем городе). Выигрывает команда, назвавшая последнюю версию. Затем, поочередно показываются остальные схемы.
Примечание: игру эффективней будет провести после встречи с работником социальной службы или беседы, просмотра презентации на тему «Где живут люди, которые нуждающиеся в нашей помощи?»
Автор: Гарбузова О.В.
Дидактическая игра «Солнечные лучики добра – это кто?
Цель: Закрепить представление детей о том, кто дарит нуждающимся людям добро, благо. Воспитывать желание делать благие дела самостоятельно.
Оборудование: модель «Лучики добра», магнитная доска, иллюстрации: благотворительного фонда, людей, оказывающих помощь, волонтеров.
Ход игры.
На доске расположена модель «Лучики добра». Над схемой солнышка воспитатель рисует знак «вопроса» и начинает беседу:
– Мы уже знаем, кому солнышко посылает свои лучики добра и блага. Назовите их. (Старики, инвалиды, люди в беде, дети, в усложненном варианте добавляются остальные схемы модели)
-Подумайте, кто дарит солнечные лучики добра, света, добра и блага нуждающимся?
Воспитатель заранее помещает под «солнышко» иллюстрации: благотворительного фонда, волонтеров, взрослого или ребенка, оказывающих помощь. Побеждает ребенок, назвавший последнюю версию, ответы можно проверить, достав иллюстрации, спрятанные под «солнышком». (Иллюстрации в приложении к игре «Солнечные лучики добра» № 5-6-7)
В усложненном варианте, вместо картинок, можно просто написать таблички со словами. После ответов детей солнышко открывается, достаются таблички или картинки и проверяются ответы детей. Можно на каждом лучике написать ответы детей, а потом сверить с картинками.
Автор: Гарбузова О.В
Развивающая игра «Угадай, что в посылке?» (по принципу игры «Данетки»)
Цель: Формировать представления о благотворительном фонде, о предметах материальной помощи, которые он оказывает нуждающимся людям, воспитывать стремление участвовать в благотворительности.
Оборудование: модель «Лучики добра», магнитная доска, посылка, одежда почтальона, предмет благотворительности.
Ход игры
Приходит почтальон Печкин (или кто из сотрудников детского сада), приносит посылку. Воспитатель заранее кладет в посылку предмет или картинку – предмет помощи благотворительности фонда. Дети рассматривают посылку, читают, что на ней написано.
Воспитатель спрашивает, кто такие нуждающиеся (благополучатели?), дети выдвигают версии, ответы сверяются с моделью «Лучики добра», схемы которой перевернуты обратной стороной. После ответов детей они переворачиваются лицевой стороной.
– Всех ли вы назвали? Есть ли среди нас нуждающиеся дети? (Нет.) Кому мы должны передать посылку?(больным детям, сиротам и т.д.)
– Что такое благотворительный фонд (Организация, которая оказывает помощь нуждающимся людям).
– Вы хотите угадать, что находится в посылке? Давайте поиграем в «Данетка». Вы будите мне выдвигать свои версии, а я буду отвечать, «да», «или». Дети могут называть конкретные слова-предметы (игрушки, продукты, одежда, лекарства и т. д.).После каждой игры предмет, находящийся в посылке меняется
В усложненном варианте, вопросы следует сгруппировать по признакам предмета (это живое, твердое, съедобное, для ребенка, для инвалида? и т.д., пока не угадают.). Можно организовать командную игру.
Во втором усложненном варианте можно попросить детей назвать:
- какие бывают благотворительные фонды? (фонды, помогающие тяжелобольным детям: онкологическим больным, больным лейкемией, заболеваниями печени, почек и т. д., инвалидам, сиротам и т. д);
- назвать конкретные фонды, которые дети знают.
Автор: Гарбузова О.В
Сюжетно-ролевая игра «Волонтеры»
Цель: Формировать представления о разнообразных способах оказания благотворительной помощи всем категориям нуждающихся в ней. Развивать находчивость, фантазию, воображение, навыки коммуникации, драматизации, умение придумывать благотворительный сюжет. Воспитывать сострадание, заботу, милосердие, стремление оказывать благотворительную помощь.
Оборудование: шапочки или атрибуты одежды: больного ребенка, инвалида, старика, человека в беде, собаки, кошки, птицы и т. д., модель «Лучики добра».
Ход игры
На начальном этапе игры из числа детей с помощью считалки, выбирается персонаж, нуждающийся в благотворительности, который берет понравившуюся схему из модели «Лучики добра» Например, он выбрал схему «Старик», надевает соответствующий атрибут: платок или шапку ушанку, (по усмотрению играющих), садится на стул. Остальные дети получают задания:
- порадовать больного (спеть, станцевать, рассказать смешную историю, изготовить подарок и т.д.);
- оказать помощь (сходить в магазин, в аптеку, прибрать в квартире, погулять с собакой и т.д.);
- утешить (нарисовать открытку с добрыми пожеланиями, написать письмо, позвонить по телефону и поздравить с праздником и т.д.);
- рассказать другим людям о нуждающемся человеке (сообщить знакомым, друзьям, пригласить в свою команду волонтеров, изготовить листовки, объявления, раздать их и т.д.).
В следующий раз можно выбрать другой вариант схемы («инвалид», «ребенок-сирота», «бездомная собака» и т.д.) и в зависимости от категории нуждающегося, организовать волонтерскую помощь. (Приложение «Презентация» )
В усложненном варианте игры, задания не даются, дети сами обсуждают и обыгрывают способы оказания благотворительной помощи нуждающемуся персонажу.
Автор: Гарбузова О.В.
Игра на основе эмпатии «Благотворители и нуждающиеся»
Цель: Развивать двигательную активность, закрепить знания детей о людях, объектах природы, нуждающихся в благотворительности и способах оказания помощи им, развивать эмпатийные чувства, воспитывать сострадание, милосердие, заботливое отношение к нуждающимся в помощи.
Оборудование: модель «Лучики добра»
Ход игры
Дети делятся на две команды: «Благотворители» и «Благополучатели». Воспитатель показывает поочередно одну из схем модели «Лучики добра» и просит «нуждающихся» представить себя в образе человека (или объекта природы), показанного на схеме и изобразить его наиболее точно мимикой, жестами, движениями, «Благотворители» угадывают, кого из «получателей» изобразила команда соперников, затем придумывают действие – «помощь» (переводят через дорогу старика, кормят собаку, помогают раненому или тонущему в воде и т.д.). Тот, кто не справился с условиями игры – выбывает. Затем команды меняются ролями.
Обговорить заранее правило игры: нельзя смеяться над людьми, вызывающими сострадание.
Автор: Гарбузова О.В.
Варианты организации продуктивной детской деятельности с использованием модели «Лучики добра»
1. Рисование «Кто нуждается в нашей помощи?»
Воспитатель показывает схему «Солнышка с лучиками», объясняет, что это солнечные лучики – лучики света, добра и блага, потому что солнышко всех согревает своими лучами.
– Кому особенно нужны добро и наша помощь? (ответы детей).
Нарисуйте, пожалуйста, кто нуждается в нашей помощи. (Можно в виде рисунков или условных знаков)
2. Свободное рисование.
– Нарисовать открытку нуждающемуся человеку, используя одну из схем модели, по желанию детей. Усложненный вариант: нарисовать открытку, рисунок и написать слова поддержки.
– Придумать дизайн и нарисовать листовку, призывающую сделать доброе дело, используя схему модели (инвалиду, старику, ребенку, человеку в беде). Поощрять желание сделать ни одну листовку, желание привлечь к работе друзей, близких, родителей, раздать их окружающим их людям.
3. Ручной труд, конструирование из бумаги, природного материала.
Изготовить сувенир-подарок по желанию детей из различных материалов, используя одну их схем модели. Подарить нуждающимся людям.
4. Речевое творчество (сочинительство)
– Придумать интересную сказку или рассказ, используя одну из схем модели «Лучики добра», по желанию детей.
«Как я помогал (старому человеку, бездомной собаке, поломанному дереву, ветерану и т.д.).
5. Драматизация
– Обыграть самый интересный сюжет придуманного произведения (сказки, рассказа) на основе модели «Лучики добра»
Выбор формы художественно-продуктивной или художественно-речевой деятельности зависит от потребностей, интересов, инициативы детей, педагогов и родителей. Это может быть совместная с родителями, совместная с педагогом или самостоятельная детская деятельность, как часть организованного занятия, игры, режимного момента, продукта проектной деятельности и т.д.
Перед внедрением в практику работы детского сада модели – игры «Лучики добра», мы провели диагностику представлений воспитанников группы о благотворительности и выяснили, что они имеют поверхностные представления о благотворительности в целом, потому что основной акцент в нашей образовательной деятельности делался на оказание помощи животным и птицам, иногда детям младших групп. И лишь эпизодически воспитанники, одни или с родителями, участвовали в благотворительных акциях «Помоги ветерану», «Открытка пожилому человеку», «Собери в школу сироту», «Спасаем птиц». Недостаток внимания работе по ознакомлению детей с таким общественным явление как благотворительность в широком смысле слова, слабое взаимодействие с родителями по данному направлению, не способствовало развитию активного благотворительного движения в нашем детском саду. (Приложение «Презентация»)
Использование игровой методики «Лучики добра» в образовательном процессе ДОУ послужило началом более активного благотворительного движения в нашем детском саду. После презентации ее на семинаре педагогов детского сада, к благотворительной образовательной деятельности присоединились педагоги и родители других групп.
- Был запланирован месячник благотворительности в ДОУ, в его рамках творческая группа ДОУ и воспитатели групп разработали мероприятия благотворительного характера.
- Инициирован групповой проект «Мы и благотворительность» в группе №9 «Родничок».
- Дети изъявили желание осуществлять благотворительную миссию над пожилыми людьми в доме-интернате для престарелых. 4. Изготовили открытки ко Дню пожилого человека, подготовили концерт ко Дню Матери: пели песни, читали стихи и показали музыкальную сказку «Репка» (Приложение «Презентация»)
- Вместе с родителями составлен маршрут волонтерской помощи ветеранам.
- Запланировано проведение акций «Доброе дело», «Сделай – два, одно – отдай», «Чистый город».
- В информационных уголках групп появилась рубрика «Лучики добра», в которой размещается информация об адресной помощи нуждающимся, объявления о начале благотворительных акций и другая информация о благотворительных мероприятиях. 7. Разработаны памятки для родителей «Адреса благотворительных фондов», «Как оказать благотворительную помощь», консультация « Благотворительная помощь детям». (Приложение «Презентация»)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.