Авторская рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Т. Ф. Курдюмовой)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для образовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы;
- последовательно формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений искусства;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;
- расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;
- формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;
- получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;
- совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
- овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( формулирование цели деятельности, её планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включённой в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета
«Литература» как учебный предмет представляет ученику мир как единое целое, как обозримое и волнующее изображение действительности. Изучение литературы помогает юному читателю осознавать свою роль в этом мире и овладеть формой участия в его событиях и свершениях.
При встрече с искусством на уроке литературы важна логика общения с художественным произведением, умение видеть масштаб проблем, которые оно ставит перед читателем, и свобода владения собственной речью, которая оформляет наши суждения и оценки.
Изучение литературы способствует социальной активности растущего человека, оно помогает овладению основными видами деятельности, которые необходимы каждому.
«Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота» (Примерные программы по учебным предметам. Литература. – М., 2010), способствует самодостаточности подрастающего ученика.
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредментный статус, служат:
- личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска; в том числе с помощью компьютерных средств, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе для проведения уроков сочинений и творческих работ - 6 часов.
Требования к результатам изучения предмета «Литература»
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Предметные результаты изучения литературы предполагают:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- понимание связи произведения с эпохой его написания;
- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;
- владение навыками сопоставления произведений;
- освоение техники самостоятельных творческих работ;
- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;
- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;
- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:
- использование понятийного аппарата и научных методов познания;
- умение формулировать и аргументировать свои мысли;
- умение привлекать новый и изученный материал;
- совершенствование устной и письменной речью;
- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления её результатов;
- формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Содержание учебного предмета
Литература как учебный предмет тесно связана с изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникационных навыков.
Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человека мыслящего и гуманного. Этот процесс учитывает логику развития подростка, его возрастные этапы.
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова и, как следствие, воспроизведение исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьёзного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но и раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М.М. Бахтин назвал хронотопом, т.е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесённости (сам термин в программу не включён), - уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. В этом классе при изучении художественного произведения особенно важна роль автора. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится особенно убедительной для учеников. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включённым в этот курс. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращённых к истории, ярко и эмоционально выявляется позиция автора.
Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 8-ом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 8-ом классе – история на страницах литературы. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается с временем изображённым, временем создания и временем чтения произведения. При этом с особой отчётливостью выявляется позиция автора и сам процесс общения читателя с автором.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 8-го класса ученик должен
Знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
Уметь:
- определять связь литературного произведения со временем;
- понимать сложности соотношения времени изображённого, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
- использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
- определять авторскую позицию писателя;
- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
- пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Понимать:
- закономерности происхождения литературы;
- жанровые особенности произведений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№№ уроков |
Тема урока |
Тип урока |
Основное содержание урока |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий и предметных компетентностей) |
Дата проведения план факт |
|
1 |
История на страницах художественных произведений. Х.К. Андерсен «Калоши счастья» Ф.И. Тютчев «Цицерон» |
Урок открытия новых знаний. |
Литература и время. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторический роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике. Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как развёрнутая притча о характере связи времён. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Ф.И. Тютчев «Цицерон». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем. |
Учащиеся рассуждают о том, как литература убеждает читателя в тесной связи каждого человека со своим временем – по вопросам и заданиям, сопровождающим чтение сказки Андерсена «Калоши счастья». Желающие работают со словарём: его расширение, обогащение пояснений, насыщение примерами. |
|
|
2 |
Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая песня. |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. «Правеж». Образ Ивана Грозного. «Петра Первого узнают в шведском городе». |
Обсуждают записи народных песен на темы истории. Выступают с рецензией на произведения, объединяющие музыку и поэзию. Отвечают на вопросы о героях исторических песен, находят их описание в строках песен. Дают комментарий на тему: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора?» Слушают песни и пьесы на записях видео- или аудиокассетах, дисках , планшетах, сделанных учителем или заранее подготовленными учащимися. |
|
|
3. |
Народная драма. Народный театр. «Как француз Москву брал». Наполеон и Потёмкин в одной исторической пьесе. |
Урок рефлексии. |
Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потёмкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы. Теория. Народная драма. |
Дают комментарий на тему: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора?», «Почему Наполеон и Потёмкин участвуют в одной народной пьесе?» Выразительно читают, импровизируют при пересказе. |
|
|
4. |
Древнерусская литература. Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи. «Начальная летопись», «Повесть временных лет» |
Урок актуализации знаний и умений. |
Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях 11-17 вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести – более ранние своды и записи. Теория. Летопись. Воинская повесть. |
Знакомятся с жанрами древнерусской литературы, их особенностями, изучают отдельные части летописей. Строят монологический ответ. Обсуждают вопрос о жанрах древнерусской литературы. Подготавливаются к чтению – исполнению фрагментов летописи. Работают со словарём. |
|
|
5. |
«Повесть временных лет» |
Урок актуализации знаний и умений. |
Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях 11-17 вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести – более ранние своды и записи. Теория. Летопись. Воинская повесть. |
Знакомятся с жанрами древнерусской литературы, их особенностями, изучают отдельные части летописей. Строят монологический ответ. Обсуждают вопрос о жанрах древнерусской литературы. Подготавливаются к чтению – исполнению фрагментов летописи. Работают со словарём.
|
|
|
6. |
Жития святых «Сказание о житии Александра Невского» |
Урок открытия новых знаний. |
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древне русской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития. «Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. |
Знакомятся с жанрами древнерусской литературы, их особенностями, изучают отдельные части летописей. Строят монологический ответ. Обсуждают вопрос о жанрах древнерусской литературы. Работают со словарём. Подготавливаются к выразительному чтению фрагментов «Сказания» |
|
|
7. |
Жития святых Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» |
Урок открытия новых знаний. |
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древне русской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» Элементы житийного жанра в авторском произведении 20в. Становление характера подвижника. |
Знакомятся с жанрами древнерусской литературы, их особенностями, изучают отдельные части летописей. Строят монологический ответ. Обсуждают вопрос о жанрах древнерусской литературы. Работают со словарём. Подготавливаются к выразительному чтению фрагментов «Жития Сергия Радонежского». Кратко пересказывают события жизни Сергия Радонежского. |
|
|
8. |
Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древне русской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» Элементы житийного жанра в авторском произведении 20в. Становление характера подвижника. |
Знакомятся с жанрами древнерусской литературы, их особенностями, изучают отдельные части летописей. Строят монологический ответ. Обсуждают вопрос о жанрах древнерусской литературы. Работают со словарём. Подготавливаются к выразительному чтению фрагментов «Жития Сергия Радонежского». Кратко пересказывают события жизни Сергия Радонежского. |
|
|
9. |
Р/Р Письменный ответ на проблемный вопрос по произведению Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» |
Урок развития речи. |
Контроль усвоения изученного, характеризовать героя литературного произведения – историческую личность, редактирование. |
Дают письменный ответ на проблемный вопрос. |
|
|
10. |
Зарубежная литература. Литература эпохи Возрождения. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (главы) |
Урок открытия новых знаний. |
Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».Теория: рыцарский роман, «вечный образ». |
Оценивают различные взгляды на один и тот же образ, опираясь на соответствующий иллюстративный материал. Обсуждают в коллективной беседе проблемы «вечных образов». Подготавливают подробный пересказ одного из «подвигов» грустного рыцаря. Характеризуют героя литературного произведения через его поступки. Рассматривают и делятся впечатлениями от иллюстраций, созданных к роману Сервантеса. Создают собственные иллюстрации к одному из эпизодов и их рецензируют одноклассники. |
|
|
11. |
Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (главы) |
Урок актуализации знаний и умений. |
Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».Теория: рыцарский роман, «вечный образ». |
Оценивают различные взгляды на один и тот же образ, опираясь на соответствующий иллюстративный материал. Обсуждают в коллективной беседе проблемы «вечных образов». Подготавливают подробный пересказ одного из «подвигов» грустного рыцаря. Характеризуют героя литературного произведения через его поступки. Рассматривают и делятся впечатлениями от иллюстраций, созданных к роману Сервантеса. Создают собственные иллюстрации к одному из эпизодов и их рецензируют одноклассники. |
|
|
12. |
Литература эпохи Просвещения. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены) |
Урок открытия новых знаний. |
Комедия как один из жанров драмы, её особенности. Сатира в комедии. Теория: классицизм, комедия. |
Читают фрагменты пьесы Мольера и готовятся к исполнению. Обсуждают сцену, которую знают зрители многих стран – сцены урока в комедии «Мещанин во дворянстве» (выбирают исполнителей, обсуждают облик героев, создают мизансцены, используют бутафорию). |
|
|
13. |
Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены) |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Комедия как один из жанров драмы, её особенности. Сатира в комедии. Теория: классицизм, комедия. |
Читают фрагменты пьесы Мольера и готовятся к исполнению. Обсуждают сцену, которую знают зрители многих стран – сцены урока в комедии «Мещанин во дворянстве» (выбирают исполнителей, обсуждают облик героев, создают мизансцены, используют бутафорию). |
|
|
14. |
Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены) |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Комедия как один из жанров драмы, её особенности. Сатира в комедии. Теория: классицизм, комедия. |
Читают фрагменты пьесы Мольера и готовятся к исполнению. Обсуждают сцену, которую знают зрители многих стран – сцены урока в комедии «Мещанин во дворянстве» (выбирают исполнителей, обсуждают облик героев, создают мизансцены, используют бутафорию). |
|
|
15. |
Русская литература 18 в Д.И. Фонвизин «Недоросль» Классицизм в драматургии. Урок Митрофанушки. |
Урок открытия новых знаний. |
Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. |
Создают устный комментарий к афише пьесы «Недоросль». Подготавливаются к чтению по ролям важного эпизода – ещё одного урока – урока Митрофанушки. |
|
|
16. |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» |
Урок актуализации знаний и умений. |
Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. |
Подготавливаются к чтению по ролям важного эпизода – ещё одного урока – урока Митрофанушки. Сравнивают «уроки» двух комедий: мизансцены, бутафории, реплики. Ученики выступают в роли критиков исполнения, обсуждают чтение, игру актёров. |
|
|
17. |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» |
Урок актуализации знаний и умений. |
Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. |
Сравнивают «уроки» двух комедий: мизансцены, бутафории, реплики. Ученики выступают в роли критиков исполнения, обсуждают чтение, игру актёров. |
|
|
18. |
Повесть Н.М. Карамзина «Марфа – посадница» |
Урок открытия новых знаний. |
Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III («История государства Российского») |
Изучают фрагменты из «Истории государства Российского» и повести «Марфа-посадница» Н.М.Карамзина. Пересказывают фрагменты, комментируют прочитанное с учётом знаний, полученных на уроках истории. |
|
|
19. |
Литература XIX в Историческое прошлое в лирике XIX в В. А. Жуковский «Воспоминание», «Песня» А.С. Пушкин «Воспоминание», «Стансы», Д.В. Давыдов «Бородинское поле»; И.И, Козлов «Вечерний звон»; Ф.И. Глинка «Москва» и др. |
Урок открытия новых знаний. |
Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего. |
Анализируют стихотворения авторов XIX в, посвящённых истории (по выбору учащихся). Готовятся к исполнению. Коллективно обсуждают исполнение. |
|
|
20. |
Былины и их герои в произведениях XIX в. А.К.Толстой «Илья Муромец», «Правда», «Курган»;С. Д.Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича» |
Урок – практикум. |
Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А.К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д.Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений. Теория: былина и баллада. |
Готовятся к исполнению былин, созданных в XIX в. (по выбору). Анализируют одну-две баллады с самостоятельными комментариями исполнителя. |
|
|
21. |
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина) |
Урок открытия новых знаний. |
Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода. Теория: песнь как жанр. |
Готовятся к исполнению «Песни о Гайавате» в переводе И.А. Бунина. Обсуждают вопросы: 1.Пафос произведения. 2. Герой и оценка. 3.Анализ мастерства стиха. 4.Создание партитуры исполнения (разметка важнейших моментов исполнения знаменитых монологов). Закрепляют навыки выразительного чтения, учатся умению анализировать поэтический текст, определять его жанровые особенности. |
|
|
22. |
Исторический роман. В. Скотт «Айвенго» |
Урок открытия новых знаний. |
Вальтер скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание,биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет.Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о В.Скотте. Теория: исторический роман. |
Участвуют в беседе об истории создания исторического романа: В.Скотт и его романы. Пересказ романа «Айвенго» или другого романа (по выбору учащихся) и ответ на вопрос: «Как роман стал историческим?», по мнению юных читателей. Работают с историко-культурными комментариями. |
|
|
23. |
И.А. Крылов «Волк на псарне» |
Урок открытия новых знаний. |
Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и её роль в реальных событиях Отечественной войны 1812г. Теория: басня на историческую тему. |
Участвуют в обсуждении того, как Отечественная война 1812г отразилась в баснях. Готовятся к исполнению. Обсуждают вопрос об аллегории на примере басни. Определяют элементы композиции, понимают проблематику произведения. |
|
|
24. |
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Анчар» |
Урок открытия новых знаний. |
Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни…» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма. |
Участвуют в беседе на тему: «История в творчестве Пушкина». Исторический словарь в лирике и прозе Пушкина – выбора слов и их комментарий. Сопоставляют летопись и стихотворные строки Пушкина о вещем Олеге. Определяют элементы композиции, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. Комментируют анализ стихотворения. |
|
|
25. |
А.С. Пушкин «Полтава» |
Урок рефлексии. |
Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя победы. |
Участие в беседе: «Строки «Полтавы» как исторический комментарий Пушкина к событиям истории». Подготовленное выразительное чтение к исполнению (заранее подготовленные учащиеся). Определяют элементы композиции, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. |
|
|
26. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». |
Урок открытия новых знаний. |
Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачёва» и повестью «Капитанская дочка». Пугачёв в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачёва как на «бунт бессмысленный и беспощадный».Острота постановки проблемы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). |
Сравнивают два произведения разных жанров, созданных одним автором об одном герое и одном событии: исторический роман и исторический труд. Обсуждают эту проблему. При этом ученики готовят ответ на вопрос «Что отличает исторический труд Пушкина от его же исторической повести?» Обсуждают таблицу, анализирующую портрет Пугачёва в исторических документах, историческом труде и историческом романе. Анализируют связь названия и идейного смысла произведения. Определяют роль эпиграфов повести. Различают фабулу и сюжет. Определяют роль эпизода в сюжете и раскрытии характера героев, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. |
|
|
27. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Жизнь в Белогорской крепости. |
Урок рефлексии. |
Становление характера Гринёва. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. |
Определяют роль эпиграфов повести. Различают фабулу и сюжет. Определяют роль эпизода в сюжете и раскрытии характера героев, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. |
|
|
28. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Герои повести и пугачёвщина. |
Урок рефлексии. |
Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. |
Определяют роль эпиграфов повести. Различают фабулу и сюжет. Определяют роль эпизода в сюжете и раскрытии характера героев, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. Строят монологический ответ, воспроизводят сюжет произведения, определяют роль эпизода в нём. |
|
|
29. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Пугачёв и Петр Гринёв. |
Урок рефлексии. |
Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. |
Обсуждают таблицу, анализирующую портрет Пугачёва в исторических документах, историческом труде и историческом романе. Выступают с выборочным пересказом с приёмами анализа художественного образа. |
|
|
30. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Судьба Маши Мироновой. |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. |
Выступают с выборочным пересказом, применяя элементы анализа. |
|
|
31. |
Тема чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. |
Определяют роль эпиграфов повести. Различают фабулу и сюжет. Определяют роль эпизода в сюжете и раскрытии характера героев, понимают проблематику произведения, находят материал к характеристике героя. Выступают с выборочным пересказом, применяя элементы анализа |
|
|
32. |
Р/Р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
Урок развития речи. |
Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. Острота постановки проблемы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). |
Готовят материал к сочинению. |
|
|
33. |
Р/Р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
Урок развития речи. |
Становление характера Гринёва. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Теория: историческая проза, историческая повесть и исторический труд, эпиграф, сюжет и фабула, автор в историческом произведении. |
Пишут сочинение. |
|
|
34. |
А. С. Пушкин «Пиковая дама» |
Урок открытия новых знаний. |
История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести. |
Знакомятся с бонапартизмом как нравственной проблемой. Обсуждают проблему: «Германн и его взгляды». |
|
|
35. |
М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Урок рефлексии. |
Лирика поэта на тему родины. |
Определяют основную мысль стих., художественные особенности лирического произведения. |
|
|
36. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Исторический сюжет и герои. |
Урок открытия новых знаний. |
Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня…» как лироэпическое произведение. Теория: историческая поэма. |
Участвуют в коллективном обсуждении нравственной проблематики поэмы: «Образ Ивана Грозного как исторического героя и как героя романтического произведения». Подготавливают рассказ о герое и сопоставляют героев. Работают над планом сопоставления героев поэмы. |
|
|
37. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Быт и нравы XVI в. в поэме. |
Урок актуализации знаний и умений. |
Быт и нравы XVI в. в поэме. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня…» как лироэпическое произведение. Теория: историческая поэма. |
Участвуют в коллективном обсуждении нравственной проблематики поэмы: «Образ Ивана Грозного как исторического героя и как героя романтического произведения». Подготавливают рассказ о герое и сопоставляют героев. Работают над планом сопоставления героев поэмы. Выразительно читают. |
|
|
38. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Трагическое столкновение героев. |
Урок рефлексии. |
Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня…» как лироэпическое произведение. Теория: историческая поэма. |
Участвуют в коллективном обсуждении нравственной проблематики поэмы: «Образ Ивана Грозного как исторического героя и как героя романтического произведения». Подготавливают рассказ о герое и сопоставляют героев. Работают над планом сопоставления героев поэмы. Выразительно читают. |
|
|
39. |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. |
Урок Открытия новых знаний. |
XVI в. Южной Руси в повести Гоголя. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям. Теория: историческая повесть. |
Участвуют в обсуждении сюжета повести «Тарас Бульба» как героического произведения. Возможно создают композиции, стенды, выставки с использованием иллюстраций, кино, театральных и телеверсий. Работают над проектом – создают электронный альбом «Тарас Бульба» в иллюстрациях и фотографиях. |
|
|
40. |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров. |
Урок рефлексии. |
Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. |
Анализируют мастерство Гоголя в создании батальных сцен и героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу. Подготавливают рассказ о герое с использованием активной цитации фрагментов. |
|
|
41. |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Образы Тараса и сыновей. |
Урок рефлексии. |
Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи. |
Подготавливают рассказ о герое с использованием активной цитации фрагментов. Самостоятельно анализируют фрагменты текста: «портрет героя», «пейзаж», «батальные сцены», «героические характеры» с использованием иллюстративных материалов. |
|
|
42. |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Мастерство Гоголя в изображении природы. |
Урок рефлексии и комплексного применения знаний. |
Роль лирических отступлений в повествовании. |
Подготавливают рассказ о герое с использованием активной цитации фрагментов. Самостоятельно анализируют фрагменты текста: «портрет героя», «пейзаж», «батальные сцены», «героические характеры» с использованием иллюстративных материалов. |
|
|
43. |
Р/Р Сочинение по повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». |
Урок развития речи. |
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли. |
Готовят материал к сочинению, работают с черновиком. Пишут сочинение |
|
|
44. |
Р/Р Сочинение по повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». |
Урок развития речи. |
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли. |
Пишут сочинение. |
|
|
45. |
А. Дюма «Три мушкетёра». Авантюрно-исторический роман и его роль в нашем чтении. |
Урок открытия новых знаний. |
Авантюрно - исторические романы А. Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма. |
Обсуждают вопрос: «Что даёт право называть произведение А.Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?» , «Каковы причины популярности?» |
|
|
46. |
А.К. Толстой «Василий Шибанов». Исторические лица и вымышленные герои в исторических произведениях. |
Урок открытия новых знаний. |
Подлинные исторические лица –царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. |
Участвуют в обсуждении образа Василия Шибанова как нравственного идеала автора. Подготавливаются к рассказу об Иване Грозном после чтения произведений А.К. Толстого. Обсуждают вопрос о роли вымышленных героев в историческом повествовании. Сопоставляют образы Ивана Грозного в произведениях Лермонтова и Толстого. |
|
|
47. |
А.К. Толстой «Князь Серебряный». Исторические лица и вымышленные герои в исторических произведениях. |
Урок открытия новых знаний. |
Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица – царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа. Теория: исторический роман, связь исторического романа с фольклором. |
Обсуждают вопрос о роли вымышленных героев в историческом повествовании. Сопоставляют образы Ивана Грозного в произведениях Лермонтова и Толстого. |
|
|
48. |
А.К. Толстой «Князь Серебряный». Исторические лица и вымышленные герои в исторических произведениях. |
Урок рефлексии. |
Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица – царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа. Теория: исторический роман, связь исторического романа с фольклором. |
Обсуждают вопрос о роли вымышленных героев в историческом повествовании. Сопоставляют образы Ивана Грозного в произведениях Лермонтова и Толстого. |
|
|
49. |
Л.Н. Толстой «После бала» |
Урок открытия новых знаний. |
Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при её создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя. |
Ведут беседу по постановке вопроса и решению проблемы: «Как вы понимаете роль истории в творчестве писателя?» Анализируют приём изображения событий и героев в рассказе. Сопоставляют картины «на балу» и «после бала». |
|
|
50. |
Л.Н. Толстой «После бала» |
Урок рефлексии. |
Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при её создании. Время и пространство в рассказе. |
Ведут беседу по постановке вопроса и решению проблемы: «Как вы понимаете роль истории в творчестве писателя?» Анализируют приём изображения событий и героев в рассказе. Сопоставляют картины «на балу» и «после бала». |
|
|
51. |
Л.Н. Толстой «После бала» |
Урок рефлексии. |
Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при её создании. Время и пространство в рассказе. |
Ведут беседу по постановке вопроса и решению проблемы: «Как вы понимаете роль истории в творчестве писателя?» Анализируют приём изображения событий и героев в рассказе. Сопоставляют картины «на балу» и «после бала». |
|
|
52. |
Р/Р Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» |
Урок развития речи. |
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли. |
Пишут сочинение, создают творческую работу по изученному произведению. |
|
|
53. |
«Посмертные записки старца Федора Кузьмича» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. |
Урок открытия новых знаний. |
Сопоставление произведений «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» для широты представления позиции автора. Теория: контраст как приём композиции. |
Решают вопрос о судьбе человека и о том, от чего она зависит (по произведениям «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»). |
|
|
54. |
Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи. |
Урок открытия новых знаний. |
Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристики нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий. Теория: место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения. |
Наблюдают за тем, как интерьер воссоздаёт быт и характеризует нравы. Определяют роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. |
|
|
55. |
Литература XX века. История на страницах поэзии XX века. В.Я. Брюсов «Тени прошлого», «Век за веком», З.Н. Гиппиус «14 декабря», Н.С. Гумилёв «Старина», «Прапамять», М.А.Кузмин»Летний сад», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года», Г.В. Иванов «Есть в литографиях старинных мастеров…», Д.Б. Кедрин «Зодчие» и др. |
Урок открытия новых знаний. |
Традиционное внимание поэтов к родной истории и её событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Теория: роль темы прошлого в лирике XX столетия. |
Дают читательскую оценку лирики на темы истории в литературе XX столетия: выбор героя, сюжета, стиля. Читают наизусть произведения (по выбору учащихся). |
|
|
56. |
История на страницах поэзии XX века |
Урок рефлексии. |
Осмысление былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Теория: роль темы прошлого в лирике XX столетия. |
Дают читательскую оценку лирики на темы истории в литературе XX столетия: выбор героя, сюжета, стиля. Читают наизусть произведения (по выбору учащихся). |
|
|
57. |
История на страницах поэзии XX века |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний и умений. |
Осмысление былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Теория: роль темы прошлого в лирике XX столетия. |
Осуществляют поиск и подбор иллюстраций на тему «История и фольклор в иллюстративном материале», комментируют найденный материал. Участвуют в проекте – создают электронный альбом на тему «История России в лирике последних лет». |
|
|
58. |
Былины и их герои в произведениях XX века. И.А.Бунин «На распутье», «Святогор и Илья», К.Д. Бальмонт «Живая вода»,Е.М. Винокуров «Богатырь». |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний и умений. |
Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И.А.Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К.Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта. Теория: былины в лирике XX века. |
Осуществляют поиск и подбор иллюстраций на тему «История и фольклор в иллюстративном материале», комментируют найденный материал. Участвуют в проекте – создают электронный альбом на тему «История России в лирике последних лет». |
|
|
59. |
Былины и их герои в произведениях XX века. |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний и умений. |
Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Теория: былины в лирике XX века. |
Осуществляют поиск и подбор иллюстраций на тему «История и фольклор в иллюстративном материале», комментируют найденный материал. Участвуют в проекте – создают электронный альбом на тему «История России в лирике последних лет». |
|
|
60. |
Защита проекта «История России в лирике последних лет». |
Урок – практикум. |
Современная лирика о России. |
Участвуют в защите проекта. |
|
|
61. |
Ю.Н. Тынянов «Восковая персона», «Подпоручик Киже». |
Урок открытия новых знаний. |
Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже»- осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории. |
Дают отзыв на вопросы: «Как живёт тема истории в рассказах Тынянова?», «Кто такой подпоручик Киже?» Обсуждают тему: «Восковая персона» как отлитое из воска изображение Петра, хранящееся в Эрмитаже, и как герой рассказа. Рассуждают по поводу обращения к темам истории в литературе. |
|
|
62. |
Ю.Н. Тынянов «Восковая персона», «Подпоручик Киже». |
Урок актуализации знаний и умений. |
Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Теория: язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории. |
Дают отзыв на вопросы: «Как живёт тема истории в рассказах Тынянова?», «Кто такой подпоручик Киже?» Обсуждают тему: «Восковая персона» как отлитое из воска изображение Петра, хранящееся в Эрмитаже, и как герой рассказа. Рассуждают по поводу обращения к темам истории в литературе. |
|
|
63. |
Исторические деятели и исторические обстоятельства на страницах художественных произведений. М Алданов «Чёртов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». |
Урок открытия новых знаний. |
Исторические романы и повести М. Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чёртов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времён как главная тема творчества М.Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла. Теория: циклы исторических романов (тетралогия, трилогия). |
Обсуждают вопрос о том, как звучит тема подвигов русской армии. Суворов как подлинный герой альпийского похода. Название произведений на темы истории и обоснование этих названий: «Чёртов мост» как роман о великом подвиге полководца. |
|
|
64. |
М Алданов «Чёртов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». |
Урок рефлексии и комплексно го применения знаний. |
Исторические романы и повести М. Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чёртов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времён как главная тема творчества М.Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла. Теория: циклы исторических романов (тетралогия, трилогия). |
Обсуждают вопрос о том, как звучит тема подвигов русской армии. Суворов как подлинный герой альпийского похода. Название произведений на темы истории и обоснование этих названий: «Чёртов мост» как роман о великом подвиге полководца. |
|
|
65. |
Б.В. Васильев «Утоли моя печали…» |
Урок открытия новых знаний. |
Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображённые в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). |
Обсуждают вопрос о роли произведений о трагических событиях истории: трагедия Ходынки в Москве и др. Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям. |
|
|
66. |
Б.В. Васильев «Утоли моя печали…» |
Урок рефлексии. |
Главная героиня Наденька Олексина, её искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа. Теория: исторический роман и его название. |
Обсуждают вопрос о роли произведений о трагических событиях истории: трагедия Ходынки в Москве и др. Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям. |
|
|
67. |
Великая Отечественная война в литературе. Л.М. Леонов «Золотая карета». |
Урок открытия новых знаний. |
Обзор произведений на тему Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет. Важность поставленных в этих произведениях проблем. |
Оценивают пьесу-притчу «Золотая карета» о судьбе послевоенных поколений. |
|
|
68. |
Л.М. Леонов «Золотая карета». |
Урок актуализации знаний и умений. |
Обзор произведений на тему Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет. Важность поставленных в этих произведениях проблем. |
Оценивают пьесу-притчу «Золотая карета» о судьбе послевоенных поколений. |
|
|
69. |
Итоговый урок. Богатство жанров. Важность проблематики. Связь истории с сегодняшним днём. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
Закрепляют знания по курсу литературы, изученному в 8 классе. Пишут эссе или очерк на тему «История на страницах художественного текста». Создают сводные таблицы. |
|
|
70. |
Литература летнего чтения. |
Урок рефлексии. |
Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса. |
Знакомятся со списком литературы. |
|
|