«Ася»: сомнения влюбленных мужчин и рождение нового женского образа
Повесть «Ася» являет нам классический образ тургеневской девушки. Сегодня мы нередко сталкиваемся с таким пониманием этого литературного стереотипа: милая, скромная, воспитанная, начитанная, несколько старомодная, романтически настроенная барышня.На самом деле, типичная тургеневская героиня — это Ася: экзальтированная, порывистая, чувствительная, с обостренным чувством справедливости, готовая совершать безрассудные поступки и даже в чем-то нарушить приличия. «Во мне столько жизни, что и не прожить», — говорит сама о себе Ася, и эта бурлящая в ней жизнь отталкивает от себя героя, в которого она влюблена.
Итак, по повести мы можем понять, что подлинная тургеневская женщина — героиня демоническая, роковая, она врывается в жизнь героя, как порыв ветра, наводит полную неразбериху в его душе и внезапно исчезает, оставив в его душе только воспоминания о неповторимых чувствах и горечь возможного счастья, которому не суждено было сбыться. Создав образ Марии Полозовой из «Вешних вод», а затем Аси, Тургенев дал русской литературе новое поколение женских образов — сильных роковых женщин. Это и горьковская Васса Железнова, и целое поколение девушек-революционерок, жертвующих жизнью ради великой идеи. Все эти сильные женщины — феминистки, вызывающие у мужчин восхищение, страсть — и страх.
Вы можете помочь ученикам составить правильный образ тургеневской девушки при помощи иллюстраций. Для этого удобно воспользоваться шаблоном интерактивной презентации, которую вы найдете в рабочей программе по литературе на онлайн-сервисе «Классная работа». Шаблон уже содержит информацию и некоторый иллюстративный материал к повести, а вы можете редактировать ее, добавлять любые фото и видеоматериалы.
Что взять для проработки?
Живописный Рейн. В молодости Тургенев некоторое время жил и учился в Германии; подобно своему герою, он не раз бродил по тихим улицам маленьких европейских городов, любовался виноградниками и флюгерами на башнях. Герой NN прямо заявляет, что не любит, когда природа навязывается ему и мешает, но тем не менее в повести она активно присутствует, пусть в роли прекрасных декораций. Описания природы, как всегда у Тургенева, хороши для коротких пересказов, изложений или для заучивания наизусть.
Сюжет-вторжение. У Тургенева в целом ряде произведений завязка действия связана с вторжением ключевого персонажа в статичную жизнь. Базаров вторгается в мир Кирсановых; дворник Герасим оказывается при дворе барыни; роковая и таинственная Ася вторгается в жизнь NN, в его увеселительное путешествие, в безмятежную юность. Постарайтесь вспомнить произведения русской литературы, в которых герой так же врывается в повествование. Интересно, что после одних вторжений в мире происходят какие-то изменения, после других — изменений нет. Подыщите по нескольку примеров для каждого случая.
Позднее осознание любви. Герой повести, NN — уравновешенный, спокойный, богатый молодой человек, завидный жених, который не спешит бросаться в пучину страстей. И к Асе, и к своим чувствам он относится настороженно, он мнителен, его беспокоит то, что Ася сама назначает ему свидание, ведет себя свободно и порывисто. В конце концов он понимает, что его чувства к Асе подлинны — но она уже исчезла, сбежала, и найти ее не представляется возможным. Это характерная черта всех тургеневских мужских персонажей: они слишком поздно осознают свою любовь и поэтому на склоне жизни живут одними только воспоминаниями.
Что обсудить на классном часе?
Обратимся к финалу повести: герой остается со своими воспоминаниями и засушенным цветком. Этот цветок — свидетель важной для него романтической истории; у Гончарова подобный предмет назван крылатой фразой «вещественный знак невещественных отношений». У каждого из нас, наверное, есть такие вещи, которые хранятся только для памяти; в них нет никакой практической пользы, да и прошлое, о котором они повествуют, уже кажется намного меньше, чем сами предметы. Попросите учеников рассказать о таких вещах: сувенирах, подаренных важными людьми, старых тетрадках, которые жалко выкинуть; это могут быть царапины на шкафах, рисунки на обоях — странные вещи, напоминающие о многом и потому бесценные. Может быть, в процессе обсуждения вы придете к тому, что наличие таких вещей и делает человека человеком? Его слабости — и есть самые важные его черты? Именно такими засушенными цветками и старыми письмами выкладывается дорога от полного прагматика, живой машины, вроде гончаровского Штольца — к близкому нам живому человеческому образу?
Что оставить на будущее?
Русский человек на rendez-vous. Эта нашумевшая статья Н.Г. Чернышевского стала своего рода эталоном понимания повести. Обычно эта статья обязательна к разбору во время изучения повести, но почему бы не применить критику к критике и не посмотреть на повесть с разных позиций?
В УМК Б. Ланина предусмотрено чтение фрагментов статьи Чернышевского, которые можно найти в рабочей программе на цифровом сервисе «Классная работа». Разбору статьи посвящен один из трех уроков по «Асе»; там же представлены интерактивные тесты для самопроверки. Ученикам предлагается восстановить последовательность событий, соотнести фрагменты прямой речи героев и события, и т.д.
#ADVERTISING_INSERT#
Надо сказать, что Тургенев очень просил Некрасова не печатать эту статью в журнале «Современник», так как был в корне не согласен с трактовкой образов, данной Чернышевским — но Некрасов все же допускает статью к печати. На этом дружба Тургенева с Некрасовым прекратилась, а мы с тех пор привыкли видеть в главном герое слабого никчемного молодого человека, который не сумел составить партию сильной девушке и в самый ответственный момент упустил свое счастье. Да, с самого начала NN показывает себя мнительным, неуверенным в своих чувствах человеком. «Трусость, прикрываемая благоразумием», пишет о его поступках Чернышевский. Подобную позицию высказывает в своих заметках и Дмитрий Быков. Однако если мы обратимся к позиции самого писателя, то поймем, что он вовсе не считает господина NN таким уж никчемным. Для Тургенева подобного рода нерешительность — не порок, а свойство личности; если обратиться к его статье «Гамлет и Дон-Кихот», то NN — типичный Гамлет. Да, в нем нет безоговорочной веры и непоколебимой уверенности, он занят тем, что слушает себя и свои чувства. Неожиданность ситуации в том, что читателям обидно за героя-Гамлета; нам это непривычно.
Попробуйте провести в классе суд над NN: в качестве обвинителей уже выступили Чернышевский и другие критики, в качестве защитника — сам Тургенев. Посмотрите, найдутся ли среди ваших учеников те, кто не станет обвинять слабого юношу в том, что он испугался любви, испугался своих чувств к сильной девушке. Тургенев вообще не склонен клеймить своих героев, особенно за то, что Асина сила и жажда жизни оказываются для него слишком суровым испытанием.