Английский в начальной школе: снимаем языковой барьер
Коммуникативный подход призван научить детей использовать иностранный язык в официальном и неофициальном, устном и письменном общении даже при недостатке языковых средств. Как устранить языковой барьер в самом начале обучения? Рассмотрим реализацию коммуникативного подхода в начальной школе на примере популярного курса FORWARD корпорации «Российский учебник».Особенности новых учебников по английскому языку
Учебники FORWARD остались в федеральном перечне и даже предстали в расширенной линейке — с изданиями для углубленного изучения языка в старшей школе. Создатели курса руководствовались новейшими стандартами, включающими формирование личностных и метапредметных результатов, а также дифференцированным подходом к контролю («ученик научится» — «ученик может научиться»).
На данный момент существует ряд проблем, c которыми сталкиваются учителя иностранных языков: группы переполнены, ученики приходят с разным уровнем владения языком, не всегда есть возможность в полной пере использовать ИКТ, мониторинг на начальном этапе организован неправильно или отсутствует вовсе, учебники не соответствуют способностям детей и типу школы, и, к тому же, в классах появляется все больше детей, для которых русский — не родной язык. Что делать? Влияние некоторых из этих факторов можно если не устранить, то хотя бы снизить посредством мотивации детей и использования передовых методических приемов. По мнению создателей курса FORWARD, мотивировать учеников начальных классов помогают:
- Актуальные темы, интересные детям.
- Организация общения детей, при котором нужно обмениваться информацией.
- Игровые формы обучения.
- Поощрение любознательности.
- Формирование языковой базы, позволяющей детям коммуницировать.
- Доступные уровни сложности.
- Внимание к психологическим проблемам.
Коммуникативный подход в начальной школе
Коммуникативный подход, реализующийся в современной российской школе, отличается от методик обучения иностранным языкам в других странах. Наш лейтмотив: формирование языковой компетенции в совокупности ее составляющих, то есть с учетом речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Задания и картинки в учебниках доносят до млашеклассников, как важно знать иностранные языки. При этом воспитываются качества гражданина, патриота и в будущем дети будут знать, уважать чужие культуры и достойно представлять свою.
Проектную работу, о которой сейчас так много говорится, можно и нужно применять уже на начальных этапах обучения. Речь и идет об изготовлении карточек с транскрипцией звуков, кукол для англоязычного кукольного театра, словарей в картинках (делать их можно на уроке труда/технологии).
Составляющие коммуникативно-когнитивного подхода в начальной школе:
- говорение, аудирование, чтение и письмо как основные формы работы;
- ориентация на развитие мышления и качеств личности;
- формирование желания в дальнейшем изучать иностранный язык (мотивация);
- работа по устранению психологического барьера, который часто возникает у людей при начале использования иностранного языка в общении;
- формирование лингвистических представлений об английском языке, соответствующих возрасту;
- знакомство с культурой других стран: образом жизни (в особенности детей), литературой, фольклором;
- участие в формировании метапредметных навыков.
Начало обучения чтению
Для снятия языкового барьера особое внимание нужно уделять чтению, как одному из видов мыслительной деятельности человека. Как известно, чтение развивает ребенка в двух направлениях: восприятие (техника) и осмысление (обработка прочитанного).
Острые вопросы обучения чтению на уроках английского языка
- Как сочетаются принцип устного опережения и необходимость формирования техники чтения?
- Какой метод обучения чтению выбрать: принцип целого слова (whole word approach), метод Phonix, традиционный метод «от буквы к звуку»?
- Нужно ли вводить транскрипцию?
- Как сформировать фонетические навыки при работе с большой группой детей?
- Как соединить обучение смысловому (функциональному) чтению и формирование техники чтения?
Авторы серии FORWARD отвечают: все методы хороши, если они дают результат. Создатели курса предлагают обучать чтению от изучения транскрипций, использовать аудирование и визуальные опоры. С самого начала развиваются осмысленное чтение, языковая догадка.
Сегодня многие спорят о методах оценивания в начальной школе. Авторы курса FORWARD ориентированы на содержательное оценивание на основе планируемых результатов способом «сложения», а не «вычитания» баллов.
Познакомьтесь с линией FORWARD на платформе LECTA.
#ADVERTISING_INSERT#