2 апреля 2016 года на Дне учителя физики, проходившем в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, выступил Павел Юрьевич Боков, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, с лекцией «Алгоритмические подходы к решению задач по физике на примере использования УМК "Алгоритм успеха"».
По мнению Павла Юрьевича, все ученики, кроме тех, кто вообще не интересуется физикой, делятся на две группы. Первая – «теорию выучил, но с задачами не справился», а вторая – «хорошо решает, но с теорией не дружит».
Учеников первого типа – большинство. В аттестате у них будет приличная оценка по физике, но нельзя сказать, что они будут достаточно компетентны. У ребят из второй группы выше шанс сдать ОГЭ – но при этом они не смогут объяснить, как им удалось решить задачу. В любом случае, чтобы добиться нужного результата, учитель должен и первых, и вторых научить решать осмысленно.
– Я уверен: физику невозможно понять, не решая, – подчеркнул докладчик. – Единственный путь к пониманию – решить огромное количество самых разнообразных задач. А умение решать складывается из двух составляющих: глубокого понимания сути явлений и четкого алгоритма действий.
УМК «Алгоритм успеха» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» – это сборник алгоритмов. В нем объясняется, почему мы сначала совершаем одно действие, а потом другое, и почему наоборот будет сложно и неправильно. Именно такое издание способно через решение задач создать у учащегося крепкую основу для понимания физики.
Есть в нем и советы по оценке правдоподобности решения: возможно ли в окружающем мире то, что ты здесь только что нарешал? Что может означать ноль под дробной чертой, отрицательное число? Что это – алгебраическая ошибка или отражение реального физического явления?
Лектор отметил, что достаточно разобрать три-четыре толковые задачи одного типа, чтобы запомнить алгоритм. А если учесть, что и алгоритмы между собой похожи – научить ребенка решать задачи не составит труда.
Учителям было предложено разобрать задачу по механике – рассчитать, каким будет максимальное ускорение автомобиля. Если сразу рассмотреть колесо автомобиля, прикинуть все условия и учесть все погрешности, окажется, что задача нерешаемая. Но мы преследуем цель решить, а не отбраковать, поэтому начинаем с детализации модели: чем здесь можно пренебречь? Введем систему отсчета. Далее перечислим все силы, которые действуют на колесо, и их направления. Затем следует определение проекций сил на координатные оси – и только после этого можно записывать уравнение.
Учителя сначала пожимали плечами – зачем так сложно? Однако, когда задачи стали усложняться, идея алгоритма показалась всем вполне обоснованной.
В конце уже решались олимпиадные задачи 2015 года: что только ни происходило там с грузами, досками и шариками! Они и скользили, и тормозили, и разгонялись – но было ясно, что ученик не впадет в ступор:
– Весь наш разговор об алгоритмах позволяет эту неприятную, запутанную, сложную задачу разбить на части и рассмотреть по отдельности, – заметил Павел Боков в заключении лекции. – Поверьте, это касается любой темы и любого типа задачи.
«Марафон-2016» / Расписание дней