Статьи
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)
Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (Концентрическая, красная) (5-9)
Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)
Биология
Актуальная биология: вопросы современной паразитологии
Изучение паразитов началось еще в древнем мире, тогда полагалось, что в организме они самообразуются. С тех пор понимание как самого определения «паразиты», так и их образа жизни постоянно уточнялось. Окончательных ответов нет до сих пор…
03 марта 2017
Во-первых, различных паразитов существует бессчетное количество — только паразитических растений более 4 000. Насекомые-паразиты... животные-паразиты… а грибы, гельминты, инфузории, лямблии, живущие внутри организмов? Одних только глистов более 300 видов. Бывает, что паразит живет на паразите — ученые насчитывают до 6 этажей — это уже гиперпаразитизм. А вот вирусы и бактерии не являются паразитами.
Смотрите также: Открытый урок по биологии в 5 классе на тему «Грибы-паразиты»
Во-вторых, паразитические отношения пронизывают жизнь в природе. Вот животное живет на дереве и питается его листьями, или живет в дупле дерева и иначе не может… животные, «сотрапезничающее» около другого животного, или краб, вооруженный актиниями… Тут понятие «паразитизм» обычно заменяется на более благородное «симбиоз», однако рассуждать о симбиотах можно и в категории «паразит/хозяин»: у нас нет точных знаний, кто кому нужнее.
Смотрите также: Открытый урок по биологии в 6 классе на тему «Строение и функции корня»
Само по себе паразитирование — это отношения, когда сожительствуют разные организмы разного вида, и это антагонистические отношения. Настоящий паразит живет внутри хозяина, получает выгоду и угнетает его. Но организм-хозяин борется с ним, это выражается в воспалительных процессах, но постепенно происходит их приспособление друг к другу.
Не все существа и организмы, живущие за счет другого, однозначно наносят физический вред. Есть патогенные паразиты, а есть непатогенные. Более того, одни и те же паразиты спокойно переносятся одними организмами и смертельны для других. А есть примеры, когда заражение паразитом вылечивает неизлечимые болезни (рак, аллергию). То есть выгоды от сожительства могут получать как обе стороны, так и одна, причем случаются переходы: при изменении внешних условий вредный паразит может становиться полезным. А есть настолько сознательные паразиты, что дают примеры эволюции к самостоятельной жизни.
Купить учебную продукцию из линии УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)
Обычно же паразит заинтересован в продолжении жизни организма. Это адаптивные существа, их популяции живут изолированно друг от друга, цикл жизни совпадает с хозяйским, в то же время некоторые приспособлены для смены хозяина, с переходом и без перехода во внешнюю среду.
Известно также, что паразит, поселившийся в организме, может менять его поведение. Например, зараженной крысе начинает нравиться запах кошачьей мочи, она идет на него, гибнет в когтях у кошки, зато паразит переселяется из временного хозяина в постоянного, в кошку. Таких примеров много, но современная наука еще не готова ответить, как и чем манипулируют паразиты: возможно, через гормоны, возможно, непосредственное влияние на нервную систему.
Перейти в каталог продукции по биологии
Из хороших новостей: бычий цепень больше не мучает коров, а носовые оводы — сайгаков. Вымерли.
Но не будем расслабляться: 300 видов одних глистов, а еще клещи, вши, токсоплазмоз от кошек и токсокароз от собак. Моем руки, промываем овощи, тщательно обрабатываем рыбу и мясо. Морепродукты, кстати, тоже заражены...
Записала Людмила Кожурина
Материал подготовлен на основе вебинара «Современные проблемы паразитологии». Смотреть запись вебинара
Грибы-паразиты
Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела. Одни виды поглощают органические вещества отмерших остатков организмов — это сапротрофы. Другие поглощают органические вещества живых существ — их называют паразитами. Паразиты существуют, питаясь тканями живых растений, грибов и животных. Гифы гриба-паразита проникают в тело хозяина через поры или раны. Некоторые из грибов-паразитов вызывают гибель хозяина, например гриб-трутовик, поселяющийся на стволах деревьев. Подробнее о грибах-паразитах читайте в учебнике Биология. 5 класс (Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология. Концентрическа)
Тип Инфузории
Среди простейших много паразитов. Например, дизентерийная амёба вызывает у человека опасное заболевание — изъязвление слизистой оболочки толстой кишки. Лямблии, поселившись в верхних отделах тонкого кишечника, приводят к кишечным расстройствам у человека, кроликов, мышей. Тяжёлое заболевание — сонную болезнь вызывают трипаносомы, поселившись в плазме крови человека. Некоторые виды жгутиконосцев приспособились к паразитированию на растениях. Подробнее о простейших читайте в учебнике Биология. 7 класс (Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (концентр., красная) 5-9)
Вирусы
Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы — одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний: оспы, гепатита, энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др. Вирусы могут проявлять свойства живых организмов только в клетках — это внутриклеточные паразиты. Они не способны также и размножаться вне клетки.Вирусы вносят в клетку только свою генетическую информацию. Молекула нуклеиновой кислоты вирусов, или их гено́м(совокупность генов), может встраиваться в хромосомы клетки-хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределённо долгое время. Подробнее о вирусах читайте в учебнике Биология. 7 класс (Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (концентр., красная) 5-9)
Царство бактерии
Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре –83 °С и в горячих источниках, температура которых достигает +85—90 °С. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе (рис. 31). Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения. О роли бактерий в жизни человека читайте в учебнике Биология. 5 класс (Линия УМК В. В. Пасечника. Биология 5-9)
Смотрите также: Открытый урок по биологии в 5 классе на тему «Грибы-паразиты»
Во-вторых, паразитические отношения пронизывают жизнь в природе. Вот животное живет на дереве и питается его листьями, или живет в дупле дерева и иначе не может… животные, «сотрапезничающее» около другого животного, или краб, вооруженный актиниями… Тут понятие «паразитизм» обычно заменяется на более благородное «симбиоз», однако рассуждать о симбиотах можно и в категории «паразит/хозяин»: у нас нет точных знаний, кто кому нужнее.
Смотрите также: Открытый урок по биологии в 6 классе на тему «Строение и функции корня»
Само по себе паразитирование — это отношения, когда сожительствуют разные организмы разного вида, и это антагонистические отношения. Настоящий паразит живет внутри хозяина, получает выгоду и угнетает его. Но организм-хозяин борется с ним, это выражается в воспалительных процессах, но постепенно происходит их приспособление друг к другу.
Не все существа и организмы, живущие за счет другого, однозначно наносят физический вред. Есть патогенные паразиты, а есть непатогенные. Более того, одни и те же паразиты спокойно переносятся одними организмами и смертельны для других. А есть примеры, когда заражение паразитом вылечивает неизлечимые болезни (рак, аллергию). То есть выгоды от сожительства могут получать как обе стороны, так и одна, причем случаются переходы: при изменении внешних условий вредный паразит может становиться полезным. А есть настолько сознательные паразиты, что дают примеры эволюции к самостоятельной жизни.
Купить учебную продукцию из линии УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)
Обычно же паразит заинтересован в продолжении жизни организма. Это адаптивные существа, их популяции живут изолированно друг от друга, цикл жизни совпадает с хозяйским, в то же время некоторые приспособлены для смены хозяина, с переходом и без перехода во внешнюю среду.
Известно также, что паразит, поселившийся в организме, может менять его поведение. Например, зараженной крысе начинает нравиться запах кошачьей мочи, она идет на него, гибнет в когтях у кошки, зато паразит переселяется из временного хозяина в постоянного, в кошку. Таких примеров много, но современная наука еще не готова ответить, как и чем манипулируют паразиты: возможно, через гормоны, возможно, непосредственное влияние на нервную систему.
Перейти в каталог продукции по биологии
Из хороших новостей: бычий цепень больше не мучает коров, а носовые оводы — сайгаков. Вымерли.
Но не будем расслабляться: 300 видов одних глистов, а еще клещи, вши, токсоплазмоз от кошек и токсокароз от собак. Моем руки, промываем овощи, тщательно обрабатываем рыбу и мясо. Морепродукты, кстати, тоже заражены...
Записала Людмила Кожурина
Материал подготовлен на основе вебинара «Современные проблемы паразитологии». Смотреть запись вебинара

Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела. Одни виды поглощают органические вещества отмерших остатков организмов — это сапротрофы. Другие поглощают органические вещества живых существ — их называют паразитами. Паразиты существуют, питаясь тканями живых растений, грибов и животных. Гифы гриба-паразита проникают в тело хозяина через поры или раны. Некоторые из грибов-паразитов вызывают гибель хозяина, например гриб-трутовик, поселяющийся на стволах деревьев. Подробнее о грибах-паразитах читайте в учебнике Биология. 5 класс (Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология. Концентрическа)

Среди простейших много паразитов. Например, дизентерийная амёба вызывает у человека опасное заболевание — изъязвление слизистой оболочки толстой кишки. Лямблии, поселившись в верхних отделах тонкого кишечника, приводят к кишечным расстройствам у человека, кроликов, мышей. Тяжёлое заболевание — сонную болезнь вызывают трипаносомы, поселившись в плазме крови человека. Некоторые виды жгутиконосцев приспособились к паразитированию на растениях. Подробнее о простейших читайте в учебнике Биология. 7 класс (Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (концентр., красная) 5-9)

Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы — одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний: оспы, гепатита, энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др. Вирусы могут проявлять свойства живых организмов только в клетках — это внутриклеточные паразиты. Они не способны также и размножаться вне клетки.Вирусы вносят в клетку только свою генетическую информацию. Молекула нуклеиновой кислоты вирусов, или их гено́м(совокупность генов), может встраиваться в хромосомы клетки-хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределённо долгое время. Подробнее о вирусах читайте в учебнике Биология. 7 класс (Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (концентр., красная) 5-9)

Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре –83 °С и в горячих источниках, температура которых достигает +85—90 °С. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе (рис. 31). Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения. О роли бактерий в жизни человека читайте в учебнике Биология. 5 класс (Линия УМК В. В. Пасечника. Биология 5-9)