Адаптация ребенка к школе
Семья для ребенка до 7 лет – маленькое государство.Детский писатель, педагог и психолог Анна Гончарова рассказывает, как пережить первый год в школе с наименьшими потерями.
Семья для ребенка до 7 лет – маленькое государство. Детский сад, кружки, прогулки – все это ситуативно и необязательно. Школа – это второй после семьи социальный институт, встреча с которым определяет жизнь ребенка на много лет вперед. Неудивительно, что знакомство со школой – это серьезный кризис, причем не только для самого ребенка, но и для всей семьи. А кризисы лучше всего переживать сообща.
Если в этом году вы впервые отправили детей в школу, не забывайте поддерживать не только первоклассников, но и друг друга.
Готовность ребенка определяется по множеству критериев – психологических, социальных, интеллектуальных. Но есть и внешние факторы, связанные с состоянием семьи. Например, если вы переживаете серьезные изменения, утрату, горе, в этот период адаптация к школе будет проходить более болезненно. Иногда имеет смысл повременить или, по крайней мере, сделать знакомство со школой как можно более плавным.
Вы можете помочь ребенку подготовиться к школе, и для этого необходимо разговаривать.
Обязательно рассказывайте ребенку о школе, но будьте осторожны: выстраивание идеальной картины школы, в радужных красках, без каких-либо трудностей и неприятных моментов – опасная практика: столкновение с реальностью повлечет обман ожиданий ребенка, он будет разочарован.
Очень полезно вместе повспоминать истории из собственного детства: они показывают, что, во-первых, все проходят через волнующий момент знакомства со школой, во-вторых, бывает не только хорошо и не только плохо, а по-разному.
Как понять, что ребенок психологически готов к школе? Есть много маркеров, среди которых – известный тест Льва Выготского. Вы даете ребенку последовательность из четырех указаний, его задача – последовательно выполнить все четыре. Например: пойди на кухню, возьми красную чашку в горошек, налей в нее воды и принеси сюда. Если ребенок приносит вам пустую чашку, или по пути с кухни сворачивает в детскую, или приходит в обнимку с игрушками, значит, его внимания пока недостаточно, чтобы охватить такую последовательность, и в школе ему будет непросто.
Читайте по теме: Чему и как учить до школы?
Психологическая готовность к школе связана с ощущением собственной самоценности: хорошо адаптируются дети, которые ощущают свою безусловную значимость. Также важно умение общаться, описывать свои чувства и эмоции, понимать разницу между чувствами и действиями, осознавать свое право на эмоции. Хорошо, когда ребенок до первого класса делает первые шаги в сторону саморефлексии, умеет осознавать свои действия.
Психологический возраст ребенка не всегда «догоняет» физический. Иногда и в 7,5 лет ребенок только начинает входить в фазу готовности к школе, и это вполне нормально.
Что нужно уметь ребенку, чтобы ходить в школу с радостью? По сути, начальная школа – это продолжение эпохи почемучек. В 7 лет ребенку важно испытывать любопытство и искать канал для получения ответов, поэтому учитесь задавать вопросы. Подготовьте первоклассника к тому, что на некоторые вопросы нет простых ответов, а иногда мы вообще не можем объяснить, почему случилось так или иначе.
Важно, чтобы первоклассник не боялся сталкиваться с неудачами, не старался избегать ошибок. Если вы чувствуете, что ребенка травмируют неудачи, можете прибегнуть к «методу зеленых ручек», который сейчас активно используется в японских школах. Если ребенок, выполняя работу в тетради, допустил много ошибок, учитель щедро выделит ошибки красной ручкой. А вы попробуйте выделить зеленым то, что получилось хорошо.
Сейчас в первом классе не ставят оценок, но, если ребенок все равно понимает, что у него пока не слишком хорошо получается, обязательно поддерживайте его, хвалите, а не упрекайте за неудачи.
Как поддержать первоклассника? Прежде всего соблюдайте режим дня. Он важен не только для здоровья ребенка, но и для психики: так создается чувство стабильности, неизменности, четкое соблюдение ритуалов снимает тревожность. Пусть ребенок будет уверен, что каждый вечер его ждет ванна, любимая игрушка, именно это молоко и именно такое печенье, а перед сном ему почитают сказку.
Читайте по теме: Как воспитать счастливого ребенка?
О сказках поговорим особо. Сказкотерапия – это метод поддержки, доступный каждому родителю. Сказки бывают разные:
-
Дидактические: о том, почему важно соблюдать порядок и как правильно поступать в тех или иных случаях. В этих сказках часто оживают предметы, например как в повести «Пропавшая буква» Рассказова.
-
Психокоррекционные: когда на примере героя сказки ребенок видит, как скорректировать свое поведение, как поступить, чтобы было легче, удобнее, радостнее и т.д.
-
Психотерапевтические – их можно сочинять вместе с ребенком, с помощью его любимой игрушки. Это могут быть сказки о том, как найти выход из сложной ситуации или что будет, если поступишь неправильно.
-
Медитативные – наполненные позитивом, успокаивающие, напоминающие о том, что мир дружелюбен и в школе бывает хорошо и спокойно.
Если ребенок грустен, но не рассказывает, что с ним случилось, попробуйте помочь ему сказкой. Возьмите его любимую игрушку и начните рассказывать: однажды медвежонок пришел домой из школы очень сердитый (печальный, уставший). Как ты думаешь, что с ним произошло? Вы даете ребенку возможность через сказку рассказать, что его тревожит.
Это только начало. Первый класс – это время, когда ребенку нужны эмоции, объятия, радость. Дать ему все это гораздо проще, чем пережить следующие личностные кризисы. Поэтому, дорогие родители первоклассников, наслаждайтесь жизнью: период, который вы проходите сейчас, не так уж и сложен.