Урок 3. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК А. Г. Мерзляка. Математика (5-6)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обеспечить усвоение учащимися понятия геометрического тела — пирамиды, сформировать представление о развёртке пирамиды, научить учащихся изображать пирамиду.
Задачи урока
- Создать условия для формирования умения оперировать понятием пирамиды, изображать пирамиду, распознавать о развёртку пирамиды, формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности – чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.
Виды деятельности
-
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Ключевые понятия
-
Пирамида, грани, рёбра, основание, вершина пирамиды, развёртка пирамиды, многогранник.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Актуализация знаний | |
2 | Изучение нового материала | В начале изучения темы нужно привести как можно больше примеров объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Желательно использовать два вида моделей прямоугольного параллелепипеда: сплошную и каркасную. Первый вид модели удобно использовать для изучения формы граней. Второй вид модели позволяет увидеть все рёбра многогранника. Надо учесть, что у учащихся вызывает большие трудности восприятие изображения пространственной фигуры. Поэтому можно перед тем, как учить изображать указанные многогранники, дать возможность учащимся подержать их модели в руках. Учащиеся должны самостоятельно подсчитать количество вершин, рёбер, граней, количество рёбер, выходящих из одной вершины, и т. п. Также можно предложить учащимся самостоятельно изготовить модели изучаемых многогранников, пользуясь различными материалами. Сопоставление сплошной и каркасной моделей одной и той же фигуры позволяет учащимся понять принцип изображения на рисунке видимых и невидимых рёбер. Полезным будет такое упражнение: показать учащимся каркасную модель изучаемой фигуры, изобразить эту фигуру на доске и установить соответствие между гранями и рёбрами фигуры и их изображением. Выполнять построение изображения прямоугольного параллелепипеда легче, если использовать клетчатую бумагу. Методические рекомендации Одной из главных целей изучения этой темы является развитие пространственного воображения учащихся. Важнейшую роль для достижения этой цели играет рассмотрение развёртки пирамиды. Желательно иметь учебную модель пирамиды, позволяющую рассматривать её развёртки. Учащимся следует предложить изготовить модели пирамид, используя развёртки пирамид. Важно подчеркнуть, что пирамида является частным видом многогранника. Также полезно привести примеры геометрических тел, не являющихся многогранниками. |
3 | Первичное закрепление изученного материала | № 611. Эту задачу можно усложнить, спросив, сколько получилось кубиков, у которых не покрашена ни одна грань. Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 604. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 2. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 3. |
4 | Контроль и коррекция знаний | |
5 | Повторение | Для повторения можно использовать задание из учебника. |
6 | Итоги урока | Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы: 1. Из каких фигур состоит поверхность пирамиды? 2. Какую пирамиду называют треугольной? Четырёхугольной? 3. Что называют вершиной пирамиды? 4. Что называют рёбрами основания пирамиды? 5. Что называют боковыми рёбрами пирамиды? |
7 | Информация о домашнем задании | Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 22, вопросы 15 —19, № 605, 611. |