20. Как хорошо, что мы все такие разные. Рисуем людей
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться выполнять с натуры наброски фигуры человека в трёхчетвертном повороте.
Задачи урока
- Научиться анализировать фигуру человеческого тела, соотносить её части с геометрическими фигурами и идеальными пропорциями фигуры человека.
- Познакомиться с особенностями выполнения набросков и зарисовок графическим карандашом.
- Познакомиться с графическим наследием известных художников (И. И. Шишкина, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, Э. Дега, А. Мухи и др.).
- Научиться применять в работе линии (плавные, нащупывающиеся, валёрные), штрихи, наносить тон.
- Научиться выполнять наброски фигуры человека в трёхчетвертном повороте.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пропорции тела взрослого человека», «изображение человека в трёхчетвертном повороте», «перспективные сокращения в изображении человека», «выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, тон)», «тип и характер линии». Работа с учебником. Изобразительная деятельность (графика), рисование с натуры.
Ключевые понятия
-
Пропорции тела взрослого человека, набросок и зарисовка, изображение человека в трёхчетвертном повороте, перспективные сокращения в изображении человека, выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, тон).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассуждают над смыслом цитаты гения эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, рассматривают его работы. Рассуждают, почему Микеланджело столь высоко оценивал роль рисунка. Аргументируют свои ответы. Задание является вхождением в тему урок. |
2 | 2.1. Актуализация опорных знаний | Учитель просит подумать, из каких частей состоит фигура человека и какое геометрическое тело напоминает каждая часть. |
3 | 2.2. Актуализация опорных знаний | Ориентируясь на схематическое изображение человека, обучающиеся соотносят представленные на экране геометрические фигуры с частями тела человека. Задания направлены на актуализацию знаний о строении тела человека. Данная работа способствует развитию навыков ассоциирования, анализа, сопоставления и сравнения. |
4 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Учитель знакомит обучающихся с понятием «набросок». |
5 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Учитель представляет для рассмотрения графические работы известного голландского художника XVII в. Рембрандта ван Рейна. Ученики выявляют из представленных рисунков те, которые являются зарисовками. |
6 | 3.3. Постановка учебной проблемы | Учитель знакомит обучающихся с понятием «набросок» |
7 | 3.4. Постановка учебной проблемы | Учитель знакомит обучающихся с понятием «зарисовка», представляет для рассмотрения графические работы известного французского художника XIX–XX вв. Эдгара Дега. Ученики выявляют из представленных рисунков те, которые являются зарисовками. Задания способствует усвоению знаний о набросках и зарисовках в графическом искусстве. |
8 | 4. Целеполагание | Обучающиеся знакомятся с зарисовками и набросками художника-передвижника И. Е. Репина. «Этюды Л. Н. Толстого» – мудрость, «Девочка Ада» – нежность, «И. И. Шишкин на заседании совета Академии художеств» – сосредоточенность. Определяют качества, которыми наделил художник своих героев. Обучающиеся определяют основные выразительные средства данных работ. Задания направлены на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний о выразительных средствах графики. |
9 | 5. Открытие новых знаний | Обучающиеся рассматривают графические работы русского художника-импрессиониста В. А. Серова. Определяют характер линий рисунков. Размышляют, как выбор типа линии повлиял на создание образов героев. «Скучный Серов» – это грубая линия и замкнутость героя. «Эжен Изаи» – это экспрессивная линия и эмоциональность. «Портрет Анны Павловой» – это мягкая линия и нежность. Задания способствует формированию знаний о разных типах линий, а также об их роли для передачи характера художественного образа. |
10 | 6. Первичное закрепление | Обучающиеся рассматривают наброски В. А. Серова к портрету П. И. Щербаковой в трёхчетвертном повороте. На примере данных работ учащиеся убеждаются, что все конструктивные осевые линии, параллельные между собой и уходящие в глубину пространства, сходятся в одной точке схода. Задания способствуют освоению правил перспективного сокращения изображения человека. |
11 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся выполняют наброски фигуры человека в трёхчетвертном повороте. Передают характер, движение и пропорции в соответствии с натурой. Данное задание формирует навыки графического изображения человека с натуры с передачей пропорций тела и общих черт. |
12 | 8. Итог урока | Задание способствует формированию навыков анализа пропорций тела человека в графическом рисунке. Работа направлена на развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, анализировать и делать выводы. |