1917 год: исторический выбор. Круглый стол
При изучении раздела «Великая российская революция» от учеников-девятиклассников поступили вопросы:
- Как могла бы развиваться страна, если бы не события в октябре 1917 года?
- Почему к власти пришли большевики?
- По какому пути могла пойти Россия?
На поступивший запрос было предложено осуществить поиск вариантов путей развития страны после февраля 1917 года с помощью организации краткосрочной проектной деятельности в малых группах (ученики распределились на четыре группы).
Цели:
- выявить, охарактеризовать и проанализировать альтернативы дальнейшего общественно-политического развития России после Февраля 1917 года;
- попытаться смоделировать варианты развития страны в 1917 году;
- выяснить причины победы большевистского режима.
Проблема: был ли неизбежен октябрь 1917 года?
Форма представления результатов: круглый стол с элементами диспута.
Последовательность работы над проектом «1917 год:исторический выбор»
Стадия работы над проектом |
Содержание работы (этапы работы над проектом) |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1.Подготовка |
Определение темы проекта (по запросам обучающихся) |
Представляют свой познавательный интерес (запросы: «если бы к власти не пришли большевики, то по какому пути могла развиваться Россия?», «Октябрь 1917 года-это была неизбежность?» и т.п.) |
Мотивационный, смысловой этап. Фиксация образовательного запроса. Учитель выясняет планы учеников и образ желаемого результата. Помогает в определении цели проекта (предположить и проанализировать альтернативы общественного развития). |
2.Планирование. |
а) определение источников необходимой информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (формы проекта); г) разработка критериев оценки результатов проекта. |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Определяют направления исследования:биографическое (Керенский, Корнилов и др.), источниковедческое, творческое (умение презентовать продукт своей работы) и другие. Составляют и оформляют свою «карту» познавательных интересов. Собирают материал, посвященный данной теме, для дальнейшей работы над проектом (информационный дневник или ресурсный материал). |
Проектировочный этап. Составляет с обучающимся карту познавательных интересов.(Почему интересует данная область изучения?Где я могу применить полученные знания?Как это поможет мне в будущем? и т. д.) Помогает в формулировании вопросов (например, по расширению или сужению темы проекта). Проводит консультации (в т. ч., индивидуальные) Составляет с учениками «ресурсную карту» проекта. |
3.Исследование |
1.Сбор и уточнение информации(изучение литературы, опрос знающих людей, работа с документами и т. п.) 2.Выявление и обсуждение альтернативных вариантов действий, возникших в ходе выполнения задач проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение задач проекта. |
Осуществляют проект, поэтапно выполняя его задачи. Выявляют особенности возможных путей развития страны в 1917 г., общественной модели;составляют краткое описание. Предварительно представляют полученные результаты проекта. Составляют презентационный «банк данных». |
3.Реализационный этап. Наблюдает, советует, проводит консультации. Оказывает помощь в создании «продукта» проекта (это может быть «историческое досье»,«папка материалов», «банк данных» или «описание модели развития общества»...) |
4.Выводы. |
Анализ полученной информации. Формулирование выводов. |
Работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. |
Наблюдает, проводит консультации, организует встречи со специалистами. Организует мероприятия по презентации и защите проекта. |
5.Представление (защита) проекта и оценка его результатов. |
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет с демонстрацией материалов). Анализ выполнения проекта, достигнутых успехов, неудач и выявление их причин. |
Представляют проект, участвуют в его анализе и оценке, оформляют «продукт» своих достижений. |
4.Аналитический этап. Организует консультации по итогам презентации результатов работы. Анализирует трудности, возникшие во время доклада. Разрабатывает вместе с обучающимися критерии удачного выступления. Помогает в сборе материалов для портфолио достижений. Намечает совместно с обучающимися планирование будущей работы, фиксирует пожелания в выборе темы, характера материала, вида работы. |
Видами деятельности обучающихся, используемыми в информационной образовательной среде в ходе реализации проекта, стали:
- альтернативно-проектное моделирование,
- подготовка и представление публичного выступления (в т. ч., в виде презентации и описаний моделей развития общества),
- самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, с учебниками разных авторов и хрестоматиями, поиск информации в электронных справочных изданиях,
- отбор и сравнение материала из нескольких источников,
- подготовка выступлений и сообщений с использованием разнообразных источников информации.
Также в ходе работы над проектом было организован просмотр и обсуждение учебных фильмов (например, фильм из серии «Россия. 20 век»: «От Февраля к Октябрю 1917 год» и другие).
Представление результатов проектной деятельности было решено организовать в форме «круглого стола» с элементами диспута. На него были приглашены ребята из 9-11-х классов.
Ход мероприятия
1) Вступительное слово:
-Есть устойчивое выражение о том, что «история не знает сослагательного наклонения», но так сложны и дискуссионны вопросы Великой российской революции, что на пороге ее 100-летия, вы тоже задумались о революционном вихре тех лет и решили смоделировать варианты развития России в 1917 году и обсудить возможности исторического выбора России в далеком 1917...
-Чего хотелось бы вам сегодня на нашей встрече?
2) В качестве «мозгового штурма» были предложены два высказывания и задание: «Сравните оценку октября 1917 г. двумя современными историками-М. Восленским и В. Логиновым».
1-М. Восленский: «Давайте решимся высказать правду:ленинский переворот 1917 года-это не Великая социалистическая революция, а Октябрьская контрреволюция. Именно она явилась поворотным пунктом в истории русской антифеодальной революции. Именно после нее было сведено на нет все достигнутое в борьбе против застарелых феодальных структур России. Как иначе, если не как контрреволюцию, можно рассматривать октябрьский переворот 1917 года, заменивший в России рождавшуюся демократию диктатурой?Разве не показали последовавшие десятилетия, что победила реакция, а не прогресс?»
2-В. Логинов: «Свершилась пролетарско-плебейская революция, антибуржуазная революция рабочих, солдат и крестьян. Она явилась попыткой вырваться из тупика, из той пропасти, на краю которой оказалась страна. Выход из такой экстремальной ситуации всегда связан с насилием».
Организуется дискуссия: «Определите свою позицию».
3) Формулируется проблема: Каковы были альтернативы общественного развития России в начале 1917 года? От чего зависела реализация той или иной альтернативы?
4) Группы представляют результаты своей работы в форме выступлений, презентаций, сообщений (дают краткое описание моделей развития страны, используя кластеры, логические цепочки).
Участники круглого стола по ходу выступлений фиксируют ключевые понятия, факты, главные тезисы;после прослушивания- обсуждение, вопросы, высказывание аргументированного собственного мнения.
Критерии оценки групп: наличие аргументов, ссылки на исторические факты, построение речи как с позиции своих героев (повышенный уровень), так и с позиции сегодняшнего дня, ответы на вопросы слушателей, наличие выводов и оценочных суждений.
Предложенные варианты «Альтернатив» (кратко):
Группа 1.
1-реформаторская альтернатива(была преобладающей в феврале-июле 1917 г.);
2-радикальная (усилилась с августа 1917 г.);
2а-леворадикальная (реализована большевиками в октябре 1917 г.);
2б-праворадикальная (неудачная попытка ее реализации предпринята генералом Л. Г. Корниловым в августе 1917 г.)
Группа 2 составила свой перечень:
1-военная диктатура;
2-власть Временного правительства;
3-диктатура большевиков;
4-анархический бунт и распад страны.
Группа 3 обобщила изученную информацию выводом: «Мы выявили и проанализировали следующие альтернативы: Керенский, Корнилов, Ленин»
Группа 4 отобразила четыре пути:
1-буржуазно-демократический путь развития страны. За этот путь боролось Временное правительство.
2-военая диктатура (Л. Корнилов).
3-создание демократического социалистического правительства (из числа меньшевиков, эсеров, большевиков..)
4-леворадикальный путь. За него-большевики. Их цель-установить диктатуру одной партии.
5) Организуется дискуссия: «Чей вариант из возможных альтернатив вам кажется предпочтительнее? Почему?»
6) Проблема: «Почему рухнула послефевральская демократия и победили большевики?»
- В чем причины победы леворадикальной альтернативы в октябре 1917 г.?
Группы называют и обсуждают причины радикализации масс в феврале-октябре 1917 году и прихода большевиков к власти.
7) Работа с документами.
- На основе документов, определите, какому варианту развития событий они соответствуют.
Один из лидеров меньшевиков М. Либер утверждал:«Ложь, что массы идут за большевиками. Наоборот, большевики идут за массами. У них нет никакой программы. Они принимают все, что массы выдвигают. Поэтому ясно, что они должны... победить».
- Согласны ли вы с мнением М. Либера?
А. И. Гучков писал 9 марта 1917 г. начальнику штаба Ставки генералу Алексееву: «Временное правительство существует лишь пока это допускается Советом рабочих и солдатских депутатов».
- О чем свидетельствуют слова Гучкова?
А. В. Луначарский утверждал: «Вне перехода власти к Советам нет спасения для России. Правда, есть еще выход-чисто демократическая коалиция:Ленин, Мартов-Чернов...Но для этого нужно со всех сторон столько доброй воли и политической мудрости, что это, по-видимому, утопия».
- Какие решения нужно было принять участникам событий?
А. И. Деникин в «Очерках русской смуты» писал: «Корниловское «дело», «выступление», «заговор», «мятеж»-вот в каких терминах определялись трагические события конца августа...Гораздо правильнее назвать эти события-корниловским движением...»
- В чем главные цели и последствия этого движения?
- Закончите фразу: «В жизни, в реальности Россия пошла по пути...»
8) Рефлексия. Подведение итогов.
- Получилось ли то, что вам хотелось в начале нашей встречи? Ваши ожидания, планы от нашего совместного дела оправдались? Что не удалось? Удалось?
- Какие вопросы отечественной истории вас интересуют для будущих исследований?