19. Изучаем каноны красоты фигуры человека
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться рисовать фигуру взрослого человека.
Задачи урока
- Познакомиться с историей развития взглядов на идеальные пропорции фигуры человека.
- Познакомиться с идеальными пропорциями фигуры взрослого человека.
- Научиться рисовать по памяти или по представлению фигуру человека с идеальными пропорциями (в анфас и в профиль).
- Познакомиться с творчеством русского художника М. А. Врубеля.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «канон», «пропорции», «идеальные пропорции тела взрослого человека», «изображение человека в анфас и профиль». Изобразительная деятельность (графическая) по памяти и представлению. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Канон, пропорции, идеальные пропорций тела взрослого человека, изображение человека в анфас и профиль.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает рассмотреть скульптуру. Обучающиеся знакомятся с цитатой художника и объясняют своё понимаете сказанного. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель показывает изображения человека в разные исторические периоды. Обучающиеся выделяют изображение, реалистично передающее красоту человеческого тела. Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний об изображении человека в различных исторических эпохах и формирование новых. |
3 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают рисунки гениев эпохи Возрождения, внёсших особый вклад в разработку идеальных пропорций тела человека. |
4 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают рисунки Леонардо да Винчи. Отвечают на вопрос: «Какую науку художники Ренессанса считали необходимой для изображения человека?» Задание способствует формированию знаний о взаимосвязи науки и искусства. |
5 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают графические работы европейских художников. Учитель просит описать расположение фигур человека, используя понятия: в профиль, в анфас, поворот в три четверти. Обучающиеся определяют фигуру, изображённую в профиль. Данное задание актуализирует знания о способах изображения фигуры человека, формирует навыки анализа произведений искусства. |
6 | 5. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с пропорциями человеческого тела. Обучающиеся изучают анимационную схему с текстовым сопровождением. Задание направлено на формирование знаний об идеальных пропорциях тела взрослого человека. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Обучающиеся из представленных вариантов выделяют общие и отличительные пропорции идеальной фигуры женского и мужского тела взрослого человека. Задание направлено на закрепление знаний об идеальных пропорциях тела взрослого человека (женского и мужского). |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Обучающиеся на примере рисунков художников эпохи Возрождения определяют линию центра тяжести фигур, направление тела, линию плеч и бёдер. Сравнивают расположение линий в зависимости от положения тела человека. Данное задание направлено на приобретение опыта построения фигуры человека, определения направления линий центра тяжести, направления тела, линии плеч и бёдер |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся, следуя этапам (с. 30), выполняют рисунок фигуры человека в анфас и в профиль по идеальным пропорциям. Данное задание направлено на формирование навыков изображения фигуры человека с учётом идеальных пропорций тела, освоение приёмов изображения фигуры человека в анфас и в профиль. |
10 | 8. Итог урока | Учитель демонстрирует картины М. А. Врубеля с изображением демона. Обучающиеся читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Демон». Определяют, в какой картине живописный образ совпадает с литературным. Рассуждают, как характерная поза помогает раскрыть замысел художника. Данные задания направлены на приобретение знаний в области отечественной живописи, формируют умение работать с учебником, развивают способности анализировать произведения искусства, делать выводы и формулировать умозаключения. |