17. Цветовой контраст. Образ праздника
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться создавать композицию праздника.
Задачи урока
- Расширить и углубить знания о цветовом контрасте.
- Познакомиться с культурой и обычаями народных праздников России.
- Познакомиться с творчеством отечественных художников (Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона, П. п. Оссовского, А. П. и С. П. Ткачёвых и др.).
- Выполнить упражнения на определение цветовых контрастов.
- Научиться сочинять композицию на тему «Образ праздника» и передавать настроение цветом.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «колорит», «цвето-тоновые отношения», «контрастные цвета», «тоновой контраст», «настроение в сюжетной картине», «выразительные средства живописи (сюжет, композиция, цвет)». Выполнение упражнений на контрастные цветовые отношения (гуашь). Изобразительная деятельность (живопись), рисование на тему.
Ключевые понятия
-
Колорит, цвето-тоновые отношения, контрастные цвета, тоновой контраст, настроение в сюжетной картине, выразительные средства живописи (сюжет, композиция, цвет).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассуждают над смыслом цитаты советского художника Е. А. Кибрика. Рассматривают картину В. А. Серова «Пётр I». Отвечают на вопрос: «Какие контрасты применил художник в создании образа царя?» Предполагаемые ответы: «Контраст цвета неба, контраст роста Петра I и придворных, контраст характеров Петра I и придворных». Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель просит вспомнить определение контрастных цветов. Ориентируясь по цветовому кругу, обучающиеся называют цвета, контрастные зелёному, фиолетовому и жёлто-горячему. Ответы: красный, жёлтый, синий. Задания направлены на актуализацию знаний о свойствах цвета, понятии «контрастные цвета» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают сюжетные картины русского художника-абстракциониста В. В. Кандинского и определяют их цвето-тоновые отношения (построенные на контрасте или нюансе). Задание способствует развитию умений определять цвето-тоновые отношения в картинах. |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают произведения сюжетной живописи. Отвечают на вопросы: «Какие виды праздников представлены в данных картинах? Что Вам известно об этих праздниках?» Задание направлено на актуализацию знаний о народных праздниках. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Обучающиеся рассматривают картины Б. М. Кустодиева на тему «Масленица». |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Обучающиеся рассматривают картины Б. М. Кустодиева на тему «Масленица». Отвечают, какие законы и закономерности композиции использовал художник, чтобы передать образ народного гулянья. Определяют в картинах композиционный центр и его размещение относительно линии горизонта, наблюдают, как художник передал глубину пространства. Дают описание цветовому решению картин. Задания способствует формированию знаний о композиции в сюжетной живописи и передачи атмосферы праздника средствами цвета. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Обучающиеся рассматривают композицию картины В. В. Кандинского. Определяют главное выразительное средство данной живописной работы и цветовые отношения, использованные художником. |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Обучающиеся выполняют упражнение на определение цветовых контрастов. Находят отношение двух цветов, где один цвет усиливается за счёт соседства с другим цветом. Упражнения ученики выполняют гуашевыми красками. Задания способствуют формированию умений и навыков определения и составления контрастных цветовых отношений. |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся выполняют самоанализ выполненной работы |
10 | 8. Итог урока | Обучающиеся выполняют сравнительный анализ сюжетных картин Б. К. Кустодиева, используя критерии таблицы (колорит, цветовая гамма, цвето-тоновые отношения, настроение картины). Задания способствуют формированию навыков анализа цветового решения сюжетной живописи и определения — настроения картин. Работа направлена на развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, анализировать и делать выводы. |