Урок 1. Плоскость. Прямая. Луч
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК А. Г. Мерзляка. Математика (5-6)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обеспечить усвоение учащимися понятий плоскость, прямая, луч, научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире — объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.
Задачи урока
- Создать условия для формирования умений распознавать на рисунках плоскость, прямую, луч, а в окружающем мире — объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
Виды деятельности
-
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Ключевые понятия
-
Плоскость, прямая, свойство прямой, луч.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Актуализация знаний | |
2 | Изучение нового материала | Говоря о плоскости, прямой и луче, надо в первую очередь подчеркнуть их бесконечность. Осознание этого факта учащимися вызывает сложности, поскольку здесь требуется достаточно высокая степень абстракции. Для того чтобы учащимся было легче понять, что через две точки проходит единственная прямая, можно предварительно выполнить следующие упражнения в игровой форме: отметить на доске точку и предложить нескольким учащимся провести через эту точку прямую. Учащиеся должны осознать, что таких прямых можно провести бесконечно много. Затем отметить на доске две точки и предложить нескольким учащимся провести через них прямые. Далее сделать вывод. Изучая луч, важно отметить, что, в отличие от прямой, луч не определяется однозначно любыми двумя своими точками: необходимо указать начало луча. В упражнениях этого параграфа отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку. Важно, чтобы учащиеся понимали, что в тетради можно изобразить лишь часть прямой или луча в виде отрезка. Этому будут способствовать упражнения 88, 89. Этот факт должен учитываться при выполнении заданий, в которых определяется, принадлежит ли данная точка изображённому лучу (прямой). |
3 | Первичное закрепление изученного материала | Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 85, 87, 88, 90, 91. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 3. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 2, 4, 5. |
4 | Повторение | Для повторения можно использовать задание из учебника. |
5 | Итоги урока | Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы: 1. Является ли плоскость бесконечной? 2. Имеет ли прямая концы? 3. Сколько прямых проходит через две точки? 4. Как обозначают прямую? 5. Как называют части прямой, на которые её делит любая её точка? Как при этом называют эту точку? 6. Как обозначают луч? 7. С какими геометрическими фигурами вы познакомились в этом параграфе? |
6 | Информация о домашнем задании | Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 4, вопросы 1– 7, № 86, 89, 106, доп. 111. |