10 картин о Великой Отечественной войне
Искусство призвано воспитывать человека и зажигать в его сердце эмоции, без которых любая история — лишь набор фактов и событий. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны позволяют нам проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых важных моментов истории.В этом материале мы собрали 10 картин о Великой Отечественной войне. Некоторые из них не известны широко, но все так же отражают главную идею, пронизывающую все произведения искусства, посвященные этому событию — советских людей не сломить ужасами войны, а наша обязанность — помнить об их жертве и подвиге.
Отправьте этот материал ученикам, обсудите с ними сюжеты полотен и эмоции, которые возникают при их просмотре. Подберите стихотворения или отрывки прозы, которые подходят по смыслу и настроению к картине.
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942
Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей — моряков в ослепительно белой форме.
Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
— воспоминания художника.
Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944
В этой работе художник развивает замысел, использованный в картине «Новая Москва» (слева). Художник с помощью композиции демонстрирует обширную панораму города, который был разграблен и разрушен захватчиками. Пименов позволяет зрителю ощутить вместе с героями картины атмосферу потери: некогда яркий город превратился в руины, а пустота и разруха пугают... пугают своей обыденностью, на фоне которой девушка за рулем ведет разговор со своим спутником.
Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947
Картина, принёсшая художнику всесоветскую славу, а также Сталинскую премию, изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.
О чем же писали солдаты домой? Какие мысли заключали в строки на клочках бумаги, а иногда даже на полях газет? Об этом можно узнать в нашем материале «Ко Дню Победы: фронтовые письма, которые трогают до слез»
Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949
В сердце картины «Триумф победившей Родины» — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны.
Прозрачен трепещущий влагой прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня, и этот общий тон картины прекрасно вводит в основное настроение произведения. Левая часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа, оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии, начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и наконец разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ всенародного ликования победы.
— журнал «Искусство», 1951 год.
Федор Богородский, «Слава павшим героям», 1945
В сюжетной канве картины «Слава павшим героям» прослеживаются евангельские параллели снятия с креста и оплакивания. Основным мотивом становятся не ужасы войны, а смерть и прощание. Эту картину даже называют драматичным, торжественным «Реквиемом» войны.
Петр Кривоногов, «Защитники Брестской крепости», 1951
Одна из картин, прославляющих подвиг советских войск, — «Защитники Брестской крепости». Материал для отражения одного из самых трагических и ожесточенных сражений собирался тщательно, по крупицам, и требовал длительного изучения. Петр Александрович много времени проводил прямо на поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни эскизов.
Неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти…
— Писатель Константин Симонов о картине.
Петр Мальцев, «Штурм Сапун-Горы», 1957
Сапун-Гора была хорошо укрепленной оборонительной позицией Германии во время советского освобождения Севастополя в мае 1944 года. Потеряв этот ключевой форпост, немцы вскоре потеряли весь город.
Борис Неменский, «Безымянная высота», 1962
Сколько нужно сил, чтобы понять: там, внутри врага, тоже человек. Он смертен, он боится, он хочет вернуться домой. Но из двух сражающихся это удастся лишь одному.
В центре картины — личные воспоминания художника, вот что о ней говорил сам Борис Неменский:
«Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы...».
Константин Васильев, «Прощание Славянки», 1974
Картина, написанная в своеобразном «скандинавском» стиле автора, отсылает зрителя к известному маршу «Прощание Славянки», написанному в честь женщин, отправляющих своих мужей на войну. Марш остается одной из самых известных и популярных военных песен и по сей день, как гимн памяти и жизнеутверждающей веры в возвращение свободы и любви.
Ирина Балдина, «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская», 1984
Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла 20 раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной — дань памяти ее подвигу.
Запись из записной книжки Наташи:
«Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть:"Вперед!" Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую...».