«Знакомство с историей мыла и изготовление мыла своими руками».
Место игровой ситуации в образовательном процессе: раздел «Познание» Опытно – исследовательская деятельность.
Цель: Познакомить с историей и разновидностями мыла и сделать мыло своими руками в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить с историей и разновидностями мыла (туалетное, хозяйственное, жидкое).
- Обогащать словарь детей новыми словами, дать представление о производстве мыла
- Развивать интерес детей к опытно – исследовательской деятельности;
Предварительная работа: Чтение произведений, просмотр презентаций о производстве мыла, беседа.
Оборудование и материалы: разные мыла, Презентация «Производство мыла», стаканчики, ложечки, формы, влажные салфетки на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, давайте встанем круг,
крепко, крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся!
2. Введение в игровую ситуацию
– Интересно, что за коробка у нас появилась? Да это же посылка. Отгадайте загадку и узнаете, что в посылке:
Не любит грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагает всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом ... (Мыло)
– Правильно, это мыло. Сколько здесь разных мыла!
Мыло начали варить еще много веков назад, поэтому существует много версий об истории его возникновения.
Конечно, раньше это было совсем не то мыло, каким мы привыкли пользоваться.
Люди очищали тело песком — особенно мелким, умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. Длительное время для мытья употребляли древесную золу.
Первое европейское мыло изготавливалось из животных или растительных жиров, смешанных с золой. Оно долгое время считалось медицинским средством и использовалось для обмывания больных проказой. Здоровые же люди продолжали пользоваться в гигиенических целях глиной и золой.
Мыловарение в нашей стране развивалось самобытным путем. С годами процесс изготовления мыла усовершенствовали. Был создан заводской способ изготовления продукции с помощью кальцинированной или каустической соды.
Современное мыло – это результат долгой работы химиков и технологов. Мыловаренные заводы представляют собой автоматизированные предприятия.
Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.
Ребята, перед тем, как начнем знакомиться с мылом, расскажите правила безопасности: нельзя брать мыло в рот, нельзя тереть глаза мыльными руками и нужно обязательно смывать руки. Запомнили?
– Ребята, а зачем нужно мыло? (Для того чтобы умываться, стираться, для уборки в помещении)
– Кто может жить на грязных руках? (микробы)
– Руки надо мыть с мылом, ведь вода отмывает не всю грязь. Давайте посмотрим: мыло, которым мы моем руки называется туалетным. Оно может быть разной формы и иметь разный запах.
– Посмотрите, это тоже мыло, но оно какое-то не такое… Может кто-то знает, как оно называется. Кто-нибудь видел такое мыло? Для чего оно? (Рассматриваем и знакомимся с хозяйственным мылом).
Вот это мыло в бутылочке называется «Жидким мылом», первую очередь удобно в использовании. Как правило, жидкое мыло продается во флаконе с дозатором, а это означает его большую гигиеничность. В отличие от кускового мыла, на нем не скапливаются бактерии.
Мы с вами рассмотрели разные мыла, давайте вытирем руки влажной салфеткой.
3. Физминутка
– Вот пойдем мы по дорожке на носочках,
а руки поставим на пояс,
Идем как косолапые мишки,
Теперь мы пойдем как пингвинчики,
руки внизу, пятки вместе, носки врозь, маленькие шажочки.
Шли-шли, в лабораторию пришли.
4. Лаборатория
Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно-технические эксперименты, рассматривают различные предметы. В лаборатории всегда тихо и чисто. Людей, которые работают в лаборатории, называют лаборантами. А в нашей лаборатории мы – лаборанты и будем варить мыло. Я беру емкость с мыльной основой и ставлю ее в микроволновую печь, чтобы она растопилась, и мы могли с ней работать.
Ребята, посмотрите, что нам понадобятся: ложка, стакан, краситель для мыла, отдушка и формочки.
Воспитатель: Вот и наша мыльная основа готова. Теперь я каждому в стакан наливаю мыльную основу, беру краситель и капаю в стакан, кому какого цвета, по две капли, затем беру отдушку (ароматизатор) и капаю также в стакан по две капли, а вы берете ложки и перемешиваете мыльную основу в стакане, держа его другой рукой за верхнюю часть!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь выливаем наше мыло в формы.
Воспитатель: Отлично! Дети, а пока мыло застывает, я предлагаю вам поиграть.
5. Игра «Имитация процесса умывания»
Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)
Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)
Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)
Чтобы щечки краснели, (круговыми движениями щеки)
Чтоб смеялся роток (улыбаемся)
И кусался зубок (показываем зубки).
6. Итог
– Давайте посмотрим, что с нашим мылом. Наше мыло застыло и мы подарим своим мамам на праздник 8 марта.
Что вам больше всего понравилось? ( Ответы детей).
– Мыло – нам друг или нет? (друг)
Правильно, будем с мылом мы дружить,
будем часто руки мыть!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.