«Вулканы»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах
Задачи:
образовательная:
- формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов;
- выявить районы вулканизма;
развивающие:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов;
- продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет ресурсами;
- развивать память, воображение, логическое мышление;
- развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
воспитательные:
- воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
- Предметные: знать строение вулкана, их виды, уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами, объяснять причины возникновения вулканов, приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий. Определять и показывать на карте вулканы. Умение работать с картографическими источниками географической информации.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, контурные карты.
Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонин
Технологическая карта
№ п/п |
Этап |
УУД |
Деятельность |
ЭOP |
|
учителя |
обучающихся |
||||
1 |
Орг. момент |
Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: Умение слушать. |
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Добрый день друзья! Я рада вас видеть и хочу начать урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все здоровы!» Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. |
Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя.
|
Презентация |
2 |
Создание мотивационной установки |
Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в схематичной форме. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Учитель загадывает обучающимся загадки.
Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова– отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан) |
Отгадывают загадки, просматривают видеофрагмент с помощью которых определяют тему урока. |
Презентация
|
Просмотрите видеофрагмент. Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил.Учебный фильм
Попробуйте определить тему урока. |
|
Видео |
|||
3 |
Актуализация полученных знаний
|
Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: Умение находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё, |
Определение темы. Ответы на вопросы.
Можем ли мы ребята сформулировать тему урока? Какова тема нашего урока? |
Обучающиеся после ответов на вопросы учителя формулируют тему и выводят цель урока; после чего записывают тему в тетрадь. |
Презентация |
Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке |
2.Высказывают свои предположения. Определяют цель работы на уроке. |
|
|||
4. |
Формулирование задач урока |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: анализ, синтез, построение речевого высказывания |
Из чего состоит явление «извержение вулкана»? – Где зарождается процесс извержения? Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его …..? Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы …
|
Участвуют в поиске ответов на вопросы и формулируют задачи урока: 1.Изучить внутреннее строение вулкана. |
|
2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления. Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения? Итак, какая вторая задача встает перед нами? |
2.Определить места размещения вулкана. |
|
|||
3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как? Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем. |
3.Смоделировать процесс извержения вулкана |
|
|||
5 |
Изучение нового материала 1. Образование и строение вулканов
|
Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |
1.Как вы считаете, как образовалась наша планета? Учитель. Во время извержения вулканов со временем образовался ландшафт Земли. |
Высказывают свои предположения. |
Презентация
|
Какие оболочки Земли нам известны? Как по-другому называют эти оболочки? Вулканы, которые существуют, находятся только на суше? Где больше океанов, на суше или в океане? А почему больше в океане, чем на суше? Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»? |
Ответы обучающихся.
|
|
|||
Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан» – Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»? |
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами. |
|
|||
2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует? 1.Демонстрация опыта «Извержение вулкана» (дихромат аммония,спички(лучина),тарелка). 2.Демонстрация опыта «Модель вулкана» (Пластилин, сода, уксус, пищевой краситель, банка). – Что же такое Вулкан? |
Наблюдение за демонстрацией опытов. Выявляют причинно-следственные связи |
Демонстрация опыта |
|||
3.Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения Подпишите части вулкана на схеме. |
Высказывают свои предположения Запись определения в тетради Работа со слайдами презентации и с рисунком учебника Заполнение схемы«Части вулкана»
|
|
|||
2.Виды вулканов |
Работа с учебником (стр 101). Прочитайте и ответьте на вопрос: какой формы бывают вулканы? – От чего зависит форма вулкана? – А вы знаете, что вулканы бывают действующие (Везувий, ключевая сопка) и потухшие. (Эльбрус) Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если же извержения прекратилось совсем, их называют потухшими. Правды, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться, вновь ожить. Однажды в Исландии проснулся вулкан, который по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет. |
. Формы вулканов. – Вулканы бывают : конические, щитовые.
-Отвечают на вопрос Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы |
Работа с учебником. |
||
6 |
Физкультминутка |
Формирование ответственного отношения к своему здоровью. |
Ребята у вас на партах пазлы «Вулкана». Возмите пазлы и соберите картинку вулкана. |
Ребята двигаются и собирают пазл «Вулкан». |
|
|
3. Причина образования вулканов |
Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |
Отдохнули, теперь продолжим урок. 1. А как вы думаете, что является причиной извержения вулкана? В тексте учебника (стр. 100-101) найдите ответ на вопрос и сравните его со своим. 2. Рассмотрите рисунок 122 на стр. 103 учебника. Назовите основные районы распространения вулканов? |
1.Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте. Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. в результате уменьшения давления раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии и переходит в жидкое Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге магмы и устремляется вверх по жерлу, изливаясь на земную поверхность. 2. Рассматривают рисунок и делают вывод , что больше всего вулканов именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. |
Работа с учебником. |
7 |
Работа с контурными картами |
Познавательные: Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные: Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Умение работать самостоятельно, оценивать результаты. |
Организация работы по закреплению первичных знаний. – Обучающимся предлагается подписать на контурной карте названия вулканов с использованием текста учебника и карт атласа |
– Выполняют задание на контурной карте: – Обозначают вулканы на контурной карте. |
|
8 |
Закрепление |
Познавательные: анализ, синтез, моделирование, смысловое чтение Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
1. Блиц-опрос. Вам будет задано 5 вопросов, на которые вы должны ответить «да» или «нет» поднятием карточки. 1. Вулканический пепел– это кусочки раскаленной лавы менее 2 мм. (ДА) 2. Вулкан-это бог огня. (ДА) 3. Самый высокий действующий вулкан России – Везувий на полуострове Камчатка. (НЕТ) 4. Люди могут препятствовать извержению вулкана. (НЕТ) 5. Вулканическая бомба-это каменная глыба(ДА) |
– Отвечают на вопросы поднятием карточки |
Презентация |
2. Составить логическую цепочку образования вулкана: 1.Литосфера разбита на литосферные плиты;(1) 2.Выбрасывается вулканический пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4) 3.Магма вскипает, образуется очаг магмы; (3) 4.Литосферные плиты сталкиваются; (2) 5.Движение магмы внутри конуса происходит по трещине-жерлу; (5) |
– Составляют логическую цепочку образования вулкана |
|
|||
9 |
Рефлексия Домашнее задание |
Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности Регулятивные: Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. |
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Задает домашнее задание: Пар. 21,п 2-3 Творческое задание (по желанию) |
Оценивают работу на уроке всего класса Записывают домашнее задание в дневник |
Презентация |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.