Методическая помощь Вебинары Курсы Каталог Рабочие программы

Миссия учителя XXI века

Почему я стала учителем? Зачем мне это надо? Наверное, каждый из вас задавал этот вопрос. Помнится, поступая в педагогический институт, мы отвечали что-то вроде: «Потому что люблю физкультуру», «Потому что люблю детей» и т.п. Вряд ли мы тогда сознавали меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимали на себя. Это понимание приходит с годами.

Конечно, учитель должен быть МАСТЕРОМ, готовясь  к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам, а отдавать с каждым годом нужно всё больше. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим учителем, надо не только  любить учить других, но и любить учиться самому.

При написании этой статьи я задалась вопросом: чем подходы к физической культуре сегодня отличаются от подходов прошлого, и в чем наш предмет сохраняет традиции физического воспитания, выработанные человечеством за долгие века развития.

Вначале, конечно, вспоминается Спарта с ее ориентацией на подготовку физически развитых, стойких, смелых и сильных воинов.

На Руси мысли о физическом воспитании детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (XVII в.), который первым сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для детей.

В XVIII веке Иоганн Песталоцци разработал комплекс физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения. Немецкий педагог Адольф Шпис ввёл в школьную программу упражнения на гимнастических снарядах.

В русской традиции особенно почитаем Петр Францевич Лесгафт, который указывал на огромное значение физического воспитания для развития у детей восприятия и мышления.

Проблема формирования гармонично развитой личности на занятиях физической культурой продолжает оставаться актуальной.

Поэтому сегодня авторы учебников А.П. Матвеев, Г.И. Погадаев, Т.В. Петрова, Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова и другие акцентируют внимание на понимании обучаемыми роли и значения физической культуры в жизни человека, укреплении и сохранении индивидуального здоровья и приобретении практического опыта систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности.

Учитывая связь физического развития с общим развитием личности особенной болью учителя физкультуры являются обучающиеся, сидящие на скамейке!!!

Главная задача современного учителя физкультуры –  создание ситуации успеха для любого ученика.

В наши дни на здоровье детей отрицательно влияют экология, питание, образ жизни, который во многом формируется семьей  и многие другие факторы. Поэтому к моменту поступления в школу абсолютно здоровых детей нет. Как следствие пропуски уроков по болезни, освобождение от уроков физической культуры и ограничение  двигательной активности рушат систему физического воспитания большого количества детей через уроки, снижают мотивацию. Прыгать, бегать – нельзя. От сдачи нормативов – освобождены. И что делать?

Учитель физической культуры не тренер. Он не может ставить себе задачи по воспитанию чемпионов, хотя хорошо, когда удается дать учащемуся из школы старт в большой спорт. Однако в главном у нас другая работа. Я вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Учителю физической культуры нужно привить учащимся любовь к физически активной жизни, обучить навыкам здорового образа жизни, дать возможность почувствовать благотворное влияние на здоровье допустимых физических нагрузок и помочь понять, что физкультура – это не только упражнения, но и увлекательные игры,  возможность общения, саморазвития и самосовершенствовании,  формирование необходимых качеств для успешной трудовой деятельности, туристских походов и прогулок, которые так любит молодежь.

Миссия педагога: воспитать полноценную здоровую личность, знающую свои способности, получившую пользу от занятий физкультурой и понимающую, что физкультура – это инструмент управления здоровьем и физической красотой,  потенциал здоровья и успеха на долгие годы.

На уроках физкультуры, как правило, присутствуют учащиеся разных медицинских групп. Им предлагаются разноуровневые задания, а в процессе урока осуществляется дифференцированный подход.

Для предмета «Физическая культура» очень важно, чтобы ученик понимал смысл учения, т.е. то, зачем ему нужна физкультура.

Своевременно распознав состояние ученика, я стараюсь помочь ребенку, вовлечь его в процесс урока, пробудить интерес. Так создается ситуация успеха, а следовательно, поддерживается процесс личностного становления и интерес к предмету.

Освобожденным по болезни детям даются темы для реферативных сообщений. Темы таких сообщений должны быть интересными и занимательными, с учетом освоения детьми не только теории, но практических навыков, полезных для жизни. Реферативные задания получают дети, освобожденные на непродолжительный период времени. 

Учащиеся, имеющие хронические заболевания и освобожденные на  длительный срок, получают индивидуальные задания с учетом состояния здоровья. По своему желанию и с учетом рекомендаций лечащего врача они разрабатывают индивидуальный комплекс упражнений под руководством учителя и родителей. Здесь нам очень помогает внеурочная деятельность по  физической культуре, во время которой мы можем проводить самые различные облегченные упражнения, обучать азам формирования красивой фигуры, развитию гибкости, силы и выносливости. Если учащиеся чувствуют реальную пользу от предмета, они с гораздо бо́льшим удовольствием начинают посещать занятия, а став постарше, прилагают больше усилий в борьбе со своими недугами.

Для современного педагога важно, чтобы ученик был способен в будущем учиться самостоятельно. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их  и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога.

Желательно, чтобы учащиеся с разными мотивами,  даже имеющие справку о полном освобождении от  физических нагрузок, получали профессиональные рекомендации от лечащего врача, посещали уроки физкультуры, а «скамейка освобожденных» стала пустой.

На своих уроках я обращаю серьезное внимание на тех учащихся, кто не посещает физическую культуру по причине серьезной болезни, т. е. входит в специальную медицинскую группу, но очень хотел бы «быть как все». Здесь есть свои маленькие секреты и делятся они на этапы.

Первый этап – познай свою болезнь. Ученик  должен понять причину своего заболевания. Это позволяет ученику изучить природу своей болезни.

Второй этап носит экспериментально-аналитический характер. Это проведение тестирования и анкетирования, т. е. системно – структурный  анализ. Ученик на этом этапе в связи со своими ограничениями пытается установить,  какие физические испытания ему под силу.

Третий этап – контрольно-обобщающий. На нем формулируются выводы, результаты исследования внедряются в практику, т. е. ученик составляет комплекс щадящих упражнений, которые необходимы ему для поддержания или коррекции своей физической формы.

После этого ребёнок может понять и полюбить физкультуру, которая полезна ему на этой ступени саморазвития.

Многие заболевания сопровождают человека всю жизнь, а это означает, что знания, опыт, умения и навыки, которые приобретает ученик на занятиях, он будет использовать и во взрослой жизни.

При желании ученик может принять участие в научно-практической   работе. Это может быть исследование детей в  группе со схожими заболеваниями, и результатом может служить положительное влияние физических упражнений на детский организм.

Очень хочется, чтобы все наши дети нашли свое место в жизни. Буду счастлива и рада, если и мои уроки, мое общение с ними внесут свой вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии, помогут им шагать по жизни. А еще хочется, чтобы миссия учителя в обществе была неизменно важной, а авторитет – высоким.

Автор:

Аллагулова Лена Хамитовна, учитель физической культуры высшей категории мастер спорта России по фехтованию МАОУ «Гимназия–интернат №4» г. Казань, Республика Татарстан

 Литература

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: методические пособия. – М.: Астрель, 2016.

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: спортивный дневник школьника. – М.: Астрель, 2016.

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: учебники. – М.: Астрель, 2016.

Матвеев А. П., Палехова Е. С. Физическая культура. 10-11 классы: Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Нам Т.А.  Психолого–педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность школьника. – СПб., 2005.

Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С. Физическая культура. 1-9 классы: учебники. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Погадаев Г.И. Физическая культура. 1–11 классы: методические  пособия. – М.: ДРОФА, 2016.

Погадаев Г.И.  Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1–11 классы: методическое пособие. – М.: ДРОФА, 2015.

Погадаев Г.И.  Физическая культура. 1–11 классы: учебники. – М.: ДРОФА, 2015.

Сизикова В.В. Ориентация школьников на достижение успеха в учебно–познавательной деятельности / В.В. Сизиков // Внешкольник. – ⁠Оренбург, 2000. №2.

Фомина С.В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе / С.В. Фомина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. № 2 (54). 




Нужна помощь?

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Условие участия

Для прохождения курса требуется авторизация на сайте