Методическая помощь по предмету Вебинары Каталог

Индекс образовательной инфраструктуры регионов 2018-2019

Второй этап исследования образовательной инфраструктуры, реализованного корпорацией «Российский учебник» и Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Основная цель проведения исследования – оценка состояния образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации, выявление потенциала ее развития для повышения качества и доступности всех уровней образования.

«Школьные здания и их техническое оснащение, учебно-методические материалы, педагогические и управленческие кадры, возможности для инклюзии и дополнительного образования, цифровые технологии — должны быть выведены на принципиально новый уровень.

„Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов“ служит аналитической основой для разработки стратегий и решений нового поколения.

Формирование мотивирующей учебной среды становится фактором академических успехов в России и за рубежом, поэтому новый отчет содержит рекомендации по использованию лучших российских и международных практик ее развития. Кроме того, в нем представлены комментарии экспертов строительной отрасли о нормативных ограничениях на создание и реконструкцию объектов образовательной инфраструктуры, которые нуждаются в радикальном пересмотре в соответствии с требованиями времени.

Выражаю надежду, что „Индекс“ станет серьезным подспорьем для изменений в части содержания, организации и наполнения учебных пространств».

Олег Новиков президент корпорации «Российский учебник»

«В очередном издании „Индекса образовательной инфраструктуры российских регионов“ представлены новые результаты исследования, которое уже третий год ведут совместно группа компаний „Российский учебник“ и Институт образования НИУ ВШЭ.

Что по-настоящему имеет значение в рамках создаваемых условий для получения качественного образования? Поиск ответа заставил экспертов посмотреть на образовательные условия еще шире. Здания и техника важны, важны отдельные кабинеты, современные программы и учебники. Но люди все равно важнее. Важны отношения, подкрепленные общими правилами, взаимным уважением и поддержкой, компетентными педагогическими кадрами и качественной современной управленческой командой.

„Индекс“ будет полезен и региональным органам управления образования, и региональным законодателям, и в целом губернаторским командам, как ориентир для принятия комплексных решений в области социально-экономического развития регионов. Сборник важен и федеральным органам власти и управления, потому что он позволяет видеть картину по стране. Результаты исследования важны и экспертным группам, которые ведут исследования в области образования, так как они ставят множество новых вопросов, обозначают ориентиры развития. Наконец, исследование может и должно привлечь внимание производителей товаров и услуг для системы образования, которые смогут увидеть — где и какая их продукция сегодня особенно востребована».

Виктор Болотов научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»

 Результаты исследования позволяют:

  • расширить представления о роли и месте инфраструктуры в обеспечении качества и доступности современного образования (включая дополнение показателей мониторинга системы образования);

  • выявить перспективные направления развития образовательной инфраструктуры, требующие дополнительной поддержки (информационной, методической и т. д.);

  • определить проблемные зоны, требующие особого внимания и поиска эффективных организационных и управленческих решений по совершенствованию образовательной инфраструктуры;

  • выявить наиболее успешные региональные практики формирования образовательной инфраструктуры, которые могут быть распространены и использованы в других субъектах;

  • стимулировать представителей органов управления образованием к развитию инфраструктуры образования в соответствии с требованиями законодательства и программных документов, а также с учетом основных потребностей общества и граждан;

  • привлечь внимание общественности (включая экспертное и профессиональное сообщество) к вопросам развития инфраструктуры образования, в том числе в контексте повышения ее конкурентоспособности, инновационности и приближения к лучшим международным образцам.

Основными группами потребителей результатов данной оценки являются:

  • сотрудники органов управления образованием всех уровней (муниципального, регионального, федерального);

  • органы управления (в том числе государственно-общественного) и руководители образовательных организаций;

  • представители органов местной власти и государственных органов исполнительной власти;

  • представители общественности, заинтересованной в развитии образования.
Кроме целевой аудитории, результаты оценки представляют интерес для самого широкого круга пользователей как информационный повод для обсуждения вопросов формирования качественных условий функционирования системы образования, а также направлений и ресурсов для повышения результативности и эффективности деятельности образовательных организаций.

Предметом оценки являются условия, ресурсы и средства, обеспечивающие функционирование региональных образовательных систем и деятельность образовательных организаций.

В рамках исследования проводится оценка качества инфраструктуры четырех уровней образования:

  • дошкольного образования; 

  • общего (школьного) образования;

  • дополнительного образования детей;

  • профессионального (среднего) образования.



Источники данных:

  • данные государственного статистического наблюдения;
  • данные федеральных мониторингов системы образования.

Исполнители проекта:

Исполнители проекта

Партнеры проекта: 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 


Ямало-Ненецкий автономный округ


Калужская область


Тамбовская область


Республика Саха – Якутия


Группа компаний «ПИК»


Партнеры проекта




Нужна помощь?

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Условие участия

Для прохождения курса требуется авторизация на сайте