В статье мы обсудим пять ключевых качеств, формированию которых способствует игра в шахматы. Подробнее о том, как развить у детей навыки, необходимые для достижения профессиональных и личностных успехов во взрослой жизни, вы узнаете на вебинаре «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе» 15 декабря 2017 года.
Успеваемость
Ранее министр образования и науки РФ Ольга Васильева, говоря о введении в школе уроков шахмат, привела статистику роста общей успеваемости. Согласно полученным данным, у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%.
Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», учитель информатики Каменской средней школы Городищенского района Волгоградской области Петр Байкалов подтверждает, что прямая зависимость обучения этой игре и роста успеваемости по предметам школьной программы есть. Он сам любит играть в шахматы, поэтому, конечно, двумя руками за введение в российских школах такого урока:
– Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления – это действительно так. Они заставляют ребенка больше думать, больше концентрироваться на решении. И тем самым способствуют более вдумчивому отношению к предмету.
Интеграция детей с ОВЗ
Игра может выступать в качестве элемента адаптивного обучения для интеграции детей с ОВЗ, уверен клинический психолог, системный семейный психотерапевт, кандидат педагогических наук и директор центра «Когнитивные науки в образовании» Алексей Михальский:
– Это познание, расширение кругозора, развитие способности прогнозирования, логического мышления. Также шахматы воспитывают волевые качества и внимательность, усидчивость, а значит – самостоятельность и ответственность за результат своих поступков. Спокойствие, выдержка и укрепление здоровья для собранности и концентрации – также позитивное влияние.
Читайте также:
- Как организовать инклюзивное образование в обычной школе
- Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех
- Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей
Усидчивость
Проблемы дисциплины на уроке и ранее были, а сегодня, в век распространения гаджетов и соцсетей, они еще более актуальны. Кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного УМК по шахматам Петр Чернышев подчеркивает, что игра учит организованности и разумному использованию своего времени:
– Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове. Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребенок учится общаться с соперником, предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном уровне.
Читайте также:
- Шахматы в школе: как древнейшая интеллектуальная игра поможет развить основные УУД школьников?
- Ольга Васильева: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы»
- Анна Хлап: «Шахматы учат думать на 2–3 хода вперед, это необходимо в море избытка информации»
Стрессоустойчивость
Гроссмейстеры, которые готовят юных шахматистов к соревнованиям, отмечают, что игра способствует повышению стрессоустойчивости. Кандидат в мастера спорта по шахматам, основатель сети шахматных школ в РФ Максим Викерчук считает:
– Если правильно готовиться к соревнованиям, они способны закалить ребенка. Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало, приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды, – особенно тем, кто играют в блиц-шахматы.
Развитие реакции
Корпорация «Российский учебник» 15 декабря проводит вебинар «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе». Как рассказала Анна Хлап, координатор проекта «Шахматы», методист по ЭФУ корпорации «Российский учебник» и ведущая вебинара, будут рассмотрены два основных вопроса:
- методика и ведение уроков по шахматам в современной школе;
- развитие навыков XXI века через шахматное образование.
– В век избытка информации особенно важно, что игра в шахматы способна учить быстро оценивать ситуацию и принимать наилучшее решение. Таким образом, хорошо развивается такой навык, как реакция. Дети будут учиться продумывать ситуацию на 2–3 хода вперед и, в конце концов, научатся применять этот прием не только в игре, но и в жизни.