В России в настоящее время проводится более 700 олимпиад школьников. Самая масштабная - Всероссийская олимпиада школьников. Она проходит ежегодно и охватывает 24 предметные олимпиады для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, которые реализуют образовательные программы среднего общего образования.

Самый первый этап – школьный, который олимпийцы этого года уже миновали. Сейчас проходит муниципальный этап олимпиады, и уже утвержден график проведения регионального этапа. Заключительный, национальный этап, определит среди олимпийцев самых трудолюбивых, способных и талантливых.

Всероссийская олимпиада по географии проводится с 1992 года. Несмотря на то, что в первом этапе соревнований может участвовать любой учащийся 5–11 класса, независимо от успеваемости, – на плечи учителей ложится большая ответственность. Как выбрать и как воспитать будущего чемпиона?

Корпорация «Российский учебник» публикует серию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. О том, что необходимо знать для успешного участия в соревновании по географии, нам рассказал заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ Алексей Наумов.

Как подготовить школьников к олимпиаде по географии

География остается «полевой» наукой, поэтому участники соревнования должны быть готовы к работе на местности. Таким образом, подготовка должна иметь как теоретическую, так и практическую составляющие. Умение применить теоретические знания в конкретных обстоятельствах на определенной территории крайне важно, поскольку география в современном мире становится все более практически ориентированной областью научного знания, необходимой для решения многих злободневных проблем и повседневных задач. Также школьники должны обладать географической эрудицией.

Многолетний опыт проведения заключительного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии, а также подготовки команд России к международным географическим соревнованиям позволяет назвать следующие основные слагаемые успешной подготовки участников этих олимпиад:

  • Географическая эрудиция определяет 20-30% от максимальной итоговой оценки за все туры/раунды. Сюда входит знание географической номенклатуры, физической и политической карты мира, регионов, стран; основных параметров географических объектов (высоты гор, длины рек, солености морей и т.д.); состава флоры и фауны материков и стран мира; основных статистических данных о населении стран, людности городов, валовом сборе сельскохозяйственных культур, объёмах добычи полезных ископаемых; названий и особенностей этносов, распространения религий; местоположения памятников природы, истории и культуры (в первую очередь, из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО).

  • Теоретическая подготовка – это 40% от максимальной итоговой оценки. Здесь важно понимание основных географических закономерностей (основ общего землеведения, геологии и геоморфологии, климатологии и метеорологии, географии населения и хозяйства, и т.д.). Умение объяснять географические явления, моделировать географические процессы и применять теоретические знания на практике.

  • Полевые навыки – это 40% от максимальной итоговой оценки. Здесь важно ориентироваться на местности, вести маршрутные наблюдения, фиксировать результаты, картировать территорию по маршруту (составлять кроки, строить карты с использованием имеющихся картографических основ). Также важно умение анализировать отмеченные на маршруте изменения в характере местности, интерпретировать результаты маршрутных наблюдений и их анализа (составлять логические схемы, строить графики), прогнозировать пространственно-временную динамику объектов и явлений по результатам маршрутных наблюдений.

Требования к олимпиадным задачам

Задачи должны быть увлекательными. Вместе с тем, их содержание должно основываться на классических научных концепциях и по возможности учитывать новейшие достижения географической науки. Как показывает отечественный и зарубежный опыт проведения географических олимпиад, в условия задач необходимо включать как можно больше карт и иллюстраций: схем, фотографий, изображений ландшафтов и географических объектов, людей и памятников архитектуры. Широкие возможности для этого открывает огромное количество существующих справочных и информационных материалов, а также, в частности, программа Google Earth.

Не лишним будет ознакомиться с заданиями международной и Всероссийской географических олимпиад за прошлые годы. Но не надо ограничиваться только этими заданиями.

Полезным для составления своих задач может оказать перечень основных умений и навыков (в оригинале – «командных терминов» (Command Terms)), подготовленный комитетом Международного географического союза по географической олимпиаде. Согласно этому перечню, в задании могут использоваться следующие «командные термины»:

  • Проанализируйте: разделите условие на содержательные блоки и по отдельности объясните тенденции, аномалии и взаимосвязи.

  • Рассчитайте: проведите необходимые вычисления.

  • Начертите, нарисуйте: постройте график, схему, карту, в том числе, используя имеющиеся в условии статистические и иные данные.

  • Отметьте: на графике, схеме, карте отметьте определенные элементы и подпишите их.

  • Определите на карте: найдите на карте объект, определите его координаты, охарактеризуйте особенности географического положения.

  • Определите: назовите объект, процесс.

  • Опишите: охарактеризуйте особенности, например, размеры, форму, строение, местоположение определенной формы рельефа.

  • Дополните: добавьте к описанию недостающие детали.

  • Объясните: дайте характеристику причин (последствий) описанного явления.

  • Выделите: определите основные причины, особенности.

  • Оцените: охарактеризуйте значение (ценность) определенного явления (процесса, тенденции), сопоставив преимущества и недостатки; оцените перспективы, дайте прогноз.

  • Сошлитесь на: приведите данные и/или источники информации, на основании которых вы сделали выводы.

Полезные советы

В отличие от заключительного этапа (регионального), где надо полностью представлять весь объем школьной информации курса географии, на первом этапе достаточно, чтобы человек просто географией интересовался глубже, чем в обычной школьной программе. А главное для тех, кто хочет заниматься географией – это очень хорошее знание карты. Для этого дома у школьника должен обязательно быть географический атлас. Даю подсказку: из последних, которые появлялись на прилавках, самый хороший по качеству карт и по объему информации - «Географический атлас офицера».

Хорошо, если есть возможность повесить на стену карту России (Общегеографическая карта) и карту полушарий, отдельные карты регионов. Общая рекомендация, которую я даю школьникам, достаточно проста: чтобы составить у себя полную географическую картину мира, надо привыкнуть всю информацию, которую получаешь об окружающем мире – взрыв случился что-то открыли, пустили, закрыли – сразу представлять на карте.

Если рассуждать о роли нового федерального госстандарта при подготовке к олимпиаде, то, по моему мнению, олимпиада – это все-таки соревнование для людей более продвинутых или приподнявшихся в данных стандартах. Но прежде всего олимпиада нацелена на то, чтобы выявить стандартные знания. А дальше возникают следующие дополнительные компоненты: умение логически мыслить, увязывать факты, выстраивать их в логические цепочки; географическая эрудиция. Ни в одном учебнике нет необходимого объема информации о городах, странах, морях и океанах и т.д. Да и в принципе такая задача стоять не должна. Задача учебников – сориентировать школьника в том, как ему дополнить базовые знания школьной программы.

Есть такая тема сегодняшнего дня – приблизить задания олимпиад к жизни. По поводу соответствия жизни – это вопрос сложный, безумно философский. Вы спросите любого ученого, выдающегося академика, насколько наука современная отвечает на все вопросы жизни. Если человек не шарлатан, то он ответит, что полного идеала не бывает никогда. Тем не менее, да, на олимпиадах такое направление есть. Задания олимпиад, особенно то, чем приходится заниматься на заключительных этапах, региональном, – все равно стараются составить так, чтобы они были связаны, насколько это возможно, с жизнью, с какими-то проблемами, сюжетами жизни – экологическими, политическими и экономическими. Это важно, потому что это интересный и хороший побудительный мотив для олимпиадников.

В этом году олимпиаде по географии 27 лет. Первая Всесоюзная олимпиада прошла в 1991 г. в Крыму. Победители Всероссийской олимпиады по географии представляют нашу страну на международных соревнованиях – Международной олимпиаде по географии (iGEO) и Всемирном географическом чемпионате «National Geographic». Основой для развития Всероссийской олимпиады по географии стал опыт проведения олимпиады школьников в МГУ имени М.В. Ломоносова, которая проходит с 1950-х гг.


Список литературы:

  1. География. Олимпиады. / Авт.-сост. А.С. Наумов. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.

  2. Кунха С.Ф., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиадам по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –223 с.

  3. Наумов А.С. Всероссийская олимпиада школьников по географии: итоги 20-летия. // География в школе, 2011, №2. С. 26-34

  4. Наумов А.С. Итоги международной олимпиады по географии 2012 года. // География в школе, № 2, 2013. С. 36-39.

  5. Наумов А.С., Соколова Д.В. Теоретические задачи Всероссийской олимпиады по географии. // География в школе, 2011, №2, с.35-44 6. Naumov A. The All-Russian Geography Olympiad. // International Research in Geographical and Envirionmental Education. 2007, Vol.16, No3. P.283-292.

  6. http://www.geoolympiad.org/fass/geoolympiad/previous.shtml

  7. http://promotinggeog.geo.ntnu.edu.tw/iGeo%20Command%20terms%202013.pdf

  8. http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_participant&action=task&Itemid=6789