Корпорация «Российский учебник» с 25 сентября возобновляет прием заявок на курс повышения квалификации учителей по астрономии. Сами занятия начнутся 30 октября. Это уже будет третий поток, начиная с августа. Более 3000 учителей подписались на первые два потока.  Программа курса рассчитана на 72 часа и включает как лекционные, так и практические занятия (подробнее). 
Елена ДолгихЕлена Долгих, начальник отдела дополнительного образования корпорации «Российский учебник»:

«Издательство „Российский учебник“ уделяет большое внимание профессиональному развитию педагогов. Для нас важно не только проводить методические семинары, но и получать обратную связь от каждого участника.
— Какие учебники использовать лучше? Отвечу так: здесь сколько людей, столько мнений. Но по отзывам большое количество учителей готово использовать учебно-методический комплект Воронцова-Вельяминова».

Она отметила, что УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, выпущенный издательством «Дрофа», по своей структуре — классический, а по содержанию — современный. «Методологически учебник позволяет достичь образовательных результатов заложенных в стандартах первого и второго поколения. Ценность учебника для участников образовательного процесса в наличии в структуре учебника системы вопросов, задач, упражнений и заданий, которые способствуют формированию у обучающихся научного мировоззрения и современной астрономической картины мира. Материал выстроен в рамках концепции эволюции астрономической картины мира: от натурфилософской до современной».


В июне 2017 года министр Ольга Васильева подписала приказ № 506, согласно которому в федеральный компонент государственного образовательного стандарта старшей школы включается новый предмет — астрономия. Изменения вносятся в два раздела стандарта — в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в требования к подготовке выпускников.


В обязательный минимум базового уровня по астрономии включены восемь разделов. Это предмет астрономии, основы практической астрономии, законы движения небесных тел, Солнечная система, методы астрономических исследований, звезды, наша Галактика — Млечный Путь, строение и эволюция Вселенной.

Согласно ФГОС, изучив курс астрономии, выпускники должны, например, уметь описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, причины возникновения приливов и отливов, характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Еще одно обязательное умение — находить на небе созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея и Орион.

Возвращение с 2017/18 учебного года астрономии как учебного предмета в школу воспринимается с энтузиазмом. Правда, до сих пор не сложилось общего мнения об оптимальных сроках преподавания астрономии в школе. С одной стороны, более взрослые учащиеся 11-го класса должны проще воспринимать изучаемый предмет, основываясь на практически полностью сформированном фундаменте. С другой стороны, выпускники школ перегружены в 11-м классе подготовкой к государственной итоговой аттестации, и появление в перечне еще одного предмета, естественно, не приведет к разгрузке их расписания. Многие специалисты резонно предлагают разделить годовой курс между второй половиной десятого и первой половиной одиннадцатого года обучения.


Второй момент заключается в том, что после такого огромного перерыва в преподавании предмета необходима дополнительная подготовка учителей. В рамках первого потока обучения курс повышения квалификации «Преподавание астрономии в условиях введения ФГОС СОО» от корпорации «Российский учебник» прошли более 600 учителей. В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителям было рассказано об основных тенденциях и направлениях развития современной астрономии, об открытиях в области современной астрономии; о структуре и содержании современных УМК по астрономии; методических особенностях использования электронной формы учебника по астрономии и т. д.


Обычно при выборе той или иной линии УМК у учителей возникают закономерный вопрос, является ли устаревшим с точки зрения современной учебник, которым пользовались еще в 80-х годах прошлого столетия. Дело в том, что, во-первых, не все учебники устаревают. Во-вторых, они все, как правило, существенно доработаны.

Вот и учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К. Страута, ставший классическим еще в 80-е годы прошлого века, существенно дополнен и переработан в настоящее время. Посмотрим, какие характеристики дает ему, а также другим УМК Ю. Ю. Циовкин, профессор кафедры физико-математических дисциплин ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», д. ф.-м. н.

По его мнению, учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К. Страута не только содержит все необходимые классические разделы и параграфы, посвященные астрометрии, небесной механике и строению Солнечной системы, но и дает фундаментальные представления о строении и эволюции звезд, галактик и Вселенной, полученные в последние годы.

Основные разделы астрономии — астрометрия, небесная механика, введение в астрофизику — в учебнике Воронцова-Вельяминова изложены исключительно просто, доступным и изящным языком. Изложение учебного материала основано на классических для учебников принципах преемственности и дополнительности, сопровождается достаточным набором лаконичных и легко читаемых иллюстраций. Важно отметить, что для облегчения понимания учащимися содержания изложение материала ведется с учетом лишь знаний, полученных ранее на уроках физики и математики (на базовом уровне). Изложение материала построено по принципу достаточности. То есть текст учебника не содержит излишней информации, которая не используется в дальнейшем. Изложение материала следует за эволюцией представлений о природе гравитационного взаимодействия. Читайте полный сравнительный анализ по ссылке.

Также рецензент Циовкин дает подробный анализ разделов в этих учебниках, в первую очередь астрофизики. Астрофизика на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающихся направлений астрономии, изучающим с различных сторон свойства космических объектов, их важнейшие физические характеристики, закономерности и причины процессов и явлений, протекающих в этих объектах. Астрофизика весьма широка. Это и теоретическая и практическая астрофизика, физика планет (планетология и планетографии), физика Солнца, физика звезд, внегалактическая астрофизика. Отдельными направлениями стали вопросы астрофизики, связанные с поведением черных дыр, нейтронных звезд, белых карликов. Но это захватывающая, крайне интересная, бурно развивающаяся область астрономии, где вопросов значительно больше, чем полученных ответов.

На научных порталах ежедневно публикуется 10–20 научных статей с результатами новейших исследований. При изложении данного раздела в учебнике Воронцова-Вельяминова учащимся предлагается познакомиться с основными понятиями, терминами и определениями, принятыми в астрофизике. Здесь в простой и доступной форме даются основные начальные положения, необходимые для понимания предлагаемого к усвоению фактического материала, требуемого по программе. Изложение материала построено крайне аккуратно — так, чтобы вводимые понятия, определения, закономерности стали понятны школьникам.

А что читают астрономы?

О том, как видят сами астрономы школьный курс по данному предмету, мы спросили заведующего отделом физики и эволюции звезд Института астрономии Российской академии наук (РАН) Дмитрия Вибе. По его мнению, урок астрономии можно проводить уже младшим школьникам. Конечно, никто не разрешит наблюдать по ночам за звездами в телескоп с крыши школы, да и условия для этого сложно создать подходящие. Но для этого сейчас есть много специальных компьютерных программ, которые помогут даже днем в самом обычном школьном классе смоделировать настоящее звездное небо.

Какими видят учебники сами астрономы?

Дмитрий Вибе:

Дмитрий Вибе«Учебник должен писать человек, знающий астрономию и обладающий педагогическим опытом. Он необязательно должен быть действующим профессиональным астрономом. Может быть, даже должен им не быть. Наличие профессионального интереса в астрономии (или любом другом предмете) может привести к перекосу в освещении какой-либо тематики. К тому же действующий ученый, скорее всего, не имеет понятия о стандартах образования и не имеет времени на то, чтобы их изучать. Хороший учебник может появиться только в результате совокупных усилий педагогов и ученых».

Астроном отметил, что школьный учебник, выпущенный издательством «Дрофа», корпорации «Российский учебник», базируется на мощнейшей основе — учебниках Б. А. Воронцова-Вельяминова, которые издаются уже более полувека. «Нынешнее издание написано при участии другого известнейшего педагога, Е. К. Страута, и обновлено в соответствии с недавними открытиями и достижениями в области астрономии и космонавтики. Хотя основных авторов, к сожалению, уже нет с нами, учебник выглядит вполне актуальным», — подчеркнул он.

Полный текст комментария ученого читайте по ссылке.

Читайте и смотрите: