Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник»:

– Образование ждет цифровая трансформация, поскольку именно новые технологии несут в себе огромный потенциал для того, чтобы ответить на вызовы современности и готовить наших детей не к прошлому, а к будущему.

Постоянно растущий объем информации, скорее всего, не изменит в будущем подход к обучению, но он создает новые возможности для улучшения качества этого процесса. Технологии завтрашнего дня связаны с формированием индивидуальной образовательной траектории. Они могут призвать на службу искусственный интеллект (чат-бот), а также создать качественно новые инструменты, основанные на больших данных.

Роботы, чат-боты могут помочь учителю, но заменить его не смогут. Если измерять интеллект чат-бота, например, в IQ, то, по последним исследованиям, самый умный чат-бот имеет интеллект на уровне 6-летнего ребенка (около 47 по взрослой шкале). Поэтому говорить о том, что взрослый человек не сможет отличить робота, пока преждевременно. Основная проблема в обучении заключается в накоплении огромного количества данных, которые охватить одному человеку, интерпретировать и извлечь из этих данных смысл практически невозможно. Для того чтобы извлечь смысл, подсказать учителю, как построить индивидуальную образовательную траекторию конкретного ученика, – для этого и нужен искусственный интеллект, который будет анализировать эти большие данные, смотреть, в какую категорию попадает ученик, как он воспринимает информацию и усваивает ее, есть ли опыт, который позволяет предположить, что лучше всего предложить этому ученику. Это не замена учителя, а помощь в том, что касается индивидуализации, персонализации в обучении.

Допустим, в каком-то регионе, в какой-то школе ученики сдали физику на итоговой аттестации на определенное количество баллов, например на 80. И пока мы не знаем, почему это произошло. А если мы будем иметь данные, которые сможем правильно обрабатывать с помощью технологии искусственного интеллекта, косвенного анализа и с помощью других технологий работы с большими данными, тогда в этой ситуации мы поможем педагогу принять правильное решение в отношении каждого ученика, работать с каждым индивидуально по персонализированной образовательной траектории.

Одним словом, цифровые технологии позволяют изменить модель взаимодействия между участниками образовательного процесса и диверсифицировать подходы к обучению. Исходя из этого, корпорация «Российский учебник» начала в прошлом году проектировать свою платформу цифрового образования. Чем LECTA помогает преподавателю? Она экономит время на подготовку к уроку. Мы работаем над сервисом «Классная работа», который позволяет при необходимости реализовать рабочую программу по предмету практически без подготовки, опираясь на тот визуальный и контактный ряд, который мы предлагаем. LECTA обучает преподавателей работе с теми сервисами и продуктами, которые есть у нашего издательства, а также обучает новым компетенциям, необходимым для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

При этом система не требует от преподавателя какой-то дополнительной подготовки, она опирается на базовые знания ИКТ-компетенций. Что касается сервисов, то мы работаем над тем, чтобы у нас был интуитивно понятный интерфейс без каких-либо сложностей.

Сегодня LECTA – это 600 наименований учебников из федерального перечня, обогащенных действительно интерактивным мультимедийным контентом, работающих в режиме офлайн и онлайн на любом компьютере или устройстве, плюс инновационная модель доступа к этому контенту. При этом доступ предоставляется не к конкретным учебникам, а в целом к возможности ими пользоваться в электронной форме.

В этом учебном году начнется масштабная апробация новых цифровых образовательных сервисов, направленных на реализацию помощи педагогам в подготовке и проведении уроков. Это не только документация, материалы, но и новый способ организации работы учителя в классе.